Меня попросили рассказать семейную историю, связанную с Давидом Бен-Гурионом (впоследствии - первым главой правительства государства Израиль). Таки рассказываю.
1
...Красавицу звали Хана Баалуль, из семьи сефардских евреев, приехавших в Палестину из Болгарии; сама она родилась уже в Яффо.
Хана была одной из первых учительниц - и, в шестнадцать лет, самой молодой из них - в возрождающейся еврейской Галилее; жила она в деревне Милхамийе (сейчас - Менахамия), недалеко от Киннерета; там и встретил её Давид Грин - будущий Бен-Гурион. Будущий политический деятель и глава государства, а тогда - молодой общественно-активный земледелец, влюбился в красавицу Хану; впрочем, она была столь же умна, сколь и красива; а если вспомнить, что она вдобавок была единственной девушкой соответственного возраста в маленькой Милхамийе, то...
Давид Грин и Хана Баалуль просиживали на сеновале ночами. Пресловутый кузнец, правда, вполне спокойно мог бы к ним присоединиться: разговоры шли в основном о мировых проблемах, о развитии человечества и месте еврейского народа в этом процессе, о возрождении Израиля... ну, как минимум, некоторая часть разговоров шла об этом. Он предлагал Хане поехать в Россию, чтобы там обучать еврейских детей ивриту. Были обширные планы...
Впрочем, у Давида Грина был соперник: как часто бывает среди мужчин, соперничество не мешало дружбе. Оба собирали на полях урожай пузырника, или нýта (того самого, из которого готовится ближневосточное блюдо хумус) и даже спали на одной койке на старом постоялом дворе.
Соперник был тёзкой Грина, и звали его Давид Рубин.
2
Мои предки в течение нескольких веков проживали на территории Российской империи. Но, чем бы они ни занимались, они не забывали, что по происхождению они -
палестинцы, и время от времени представители нашего клана предпринимали попытки вернуться в Палестину, хотя это было весьма и весьма трудно.
О том, как ездил в Эрец-Исраэль р. Нахман из Браслава в 1798-1799 годы, можно прочесть в разных источниках, поэтому подробности этого путешествия мы опустим.
Следующей была внучатая племянница р. Нахмана, Хана, с дочерью и младшим сыном Нафтуле (Нафтали), в 1867 году. Им пришлось срочно бежать из местечка Богополь (ныне - территория украинского города Первомайска), поскольку в местной церкви оказалось повреждённым распятие, и местное население решило на всякий случай расправиться с ближайшими родственниками распятого посредством еврейского погрома. Призадумавшись на бегу, Хана приняла решение, что если уж бежать, то на историческую родину. Поселилась Хана в городе Цфате, где её сын впоследствии стал раввином.
Надо сказать, что из-за особенностей родословной Ханы быть её потомком считалось великой честью. Поэтому и её сын Нафтали (по отцу носивший фамилию Докторович) и даже её зять Ошер (муж дочери), как и её потомки от первых браков, оставшихся в Российской Империи (Хана была замужем раза четыре), приняли фамилию "Ханелес".
Следующими на очереди - около 1904-1905 года - были двое из младших Ханелесов: Моше (Мовша) и Давид (Довид). Эти два еврея, даром что состояли в ближайшем родстве, весьма отличались друг от друга. Впрочем, это неудивительно: на каждых двух евреев, говорят, приходится три различных мнения; это означает, что еврей часто бывает непохож даже сам на себя.
Моше проживал в Хойниках, что под Гомелем, был крайне соблюдающим евреем (он даже фотографироваться отказался) и держал текстильный магазин. С пиететом он относился к тогдашнему Любавичскому раввину, проживавшему в соседней с Хойниками Речице. В Хойниках у него осталась жена Малка и дети - в Эрец-Исраэль он поехал один, чтобы узнать, безопасно ли там будет его семье.
После того, как у Стены Плача в Иерусалиме проходящий мимо араб бросил в него камнем, Моше пришёл к печальному выводу: пока что на земле предков семье будет небезопасно. С тем Моше Ханелес и вернулся в Хойники, где, не прожив и шести лет, умер в сорокачетырёхлетнем возрасте.
Незадолго до смерти родилась у него дочь Крейна-Клара, прямыми потомками которой являются
chichikdachik,
martin_voitel,
yulen_ka и ваш покорный слуга
imenno.
Впрочем, всё это к Бен-Гуриону не имеет ни малейшего отношения. Поэтому переходим к Давиду - который, правда, мне не прапрадед, а более дальний родственник, зато к своему тёзке и другу Бен-Гуриону имеет отношение непосредственное.
3
Давид Рубин (Ханелес по матери) родился в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). Хотя отец его был переписчиком священных книг, сам Давид не покрывал головы ермолкой (как принято у верующих мужчин). Он чувствовал, что судьба еврейского народа требует не только переписывать древние книги, но и вписывать новые страницы в книгу истории. Давид примкнул к движению "Ховевей Цийон", основанному р. Шмуэлем Могилевером, и в 1905 году приехал в Палестину. На всякий случай (сионисты-шмионисты, мало ли что будет, а в йешиве всегда место найдётся!) мать снабдила его рекомендательным письмом к цфатскому раввину Нафтали Ханелесу (помните? Это младший сын той самой Ханы).
Моше, как вы помните, вернулся на одну шестую часть суши, поскольку Святая Земля была небезопасной для жены и детей. У Давида (который был на 18 лет младше) ни жены, ни детей не было. Пора было обзавестись.
И взгляд Давида упал на красавицу, носившую магическое для нашей семьи имя Хана. Да, да, именно Хана Баалуль.
И Хана предпочла Давиду Грину - Давида Рубина.
4
Давид Грин уехал из Милхамийи основывать всё, что ему было суждено основать, и переименовал себя на ивритский лад в Бен-Гуриона.
Давид Рубин со своей Ханой и группой друзей основал в 1908 году сельскохозяйственное поселение Киннерет на берегу одноименного озера: не киббуц (социалистическую коммуну) с тем же названием, а мошавá, т.е. деревню, где у каждого свой надел. Помощь раввина Нафтали не понадобилась, хотя контакт продолжался до трагической гибели р. Нафтали в железнодорожной аварии в 1919 году.
Как и Бен-Гурион, Давид Рубин ивритизировал своё имя и стал называться Давид Изреэли.
Деревня Киннерет существует и по сей день, и мои родственники живут там по-прежнему. Патриархом их теперь является Мулик (Шмуэль) Изреэли, сын Давида и Ханы, родившийся в 1923 году. Он устроил в одном из старейших домов Киннерета краеведческий музей, где представлено множество интересных экспонатов из истории заселения Галилеи - и из нашей семейной истории.
В дальнейшем потомки Моше Ханелеса присоединилась к потомкам Давида на земле Израиля: в 1926 году - его сын, в 1974 - две правнучки и праправнук (то есть я), а в 1976 - внучка (моя бабушка, дай ей Бог здоровья).
Тут можно было и закончить.
5
Но закончим мы, вернувшись в сороковые годы. Тогда Бен-Гурион был одним из важнейших деятелей еврейской Палестины, и его жена, Поля, очень гордилась своим мужем. Когда Поля Бен-Гурион очутилась по каким-то делам в деревне Киннерет, она громко хвасталась: "вы знаете, кто я? Я - жена самого Бен-Гуриона!"
Неожиданно к ней повернулся стройный, нестарый ещё мужчина и сказал: "это ты-то - жена Бен-Гуриона? Ты - случайно жена Бен-Гуриона. Вот моя жена, если бы захотела, смогла бы стать женой Бен-Гуриона давным-давно!"
Это и был Давид Изреэли.