1. Три тетраэдра
Мир стоит на трёх китах. Эта тема подробно обсуждается в статье "
Тройка, семёрка, туз". Таким образом, мир с тремя его основами образуют треугольную пирамиду - тетраэдр. Эта фигура - одна из основных в нашей метафизике.
Как мы говорили, обсуждая главу "
Берешит" (п.2), опорными точками мира являются Дух (нешама), Материя (гуф) и Энергия (оз). Согласно Рахель Спектор, эти три принципа оборачиваются тремя основными свойствами Вселенной :
1. (дух) Все в мире неслучайно и имеет общую цель ( тахлит )
2. (материя) Все в мире материализуется для обладания структурой ( тавнит)
3. (энергия) Все в мире обладает шансом на развитие и правом на программу эволюции (тохнит)
"Шанс на развитие" того создания, которое носит имя адам - возможность стать праведником, то есть (по определению, данному нами в комментарии к "Берешит", п.4) основой мира, подпоркой и поддержкой мироздания. Структура человека также троична, и это неудивительно: лучшей подпоркой для тетраэдра является другой тетраэдр, заполняющий его изнутри: наполняйте землю и овладейте ею (1,28), сказал Бог человеку. Каковы же три кита, на которых держится человек? Они перечислены в стихе, предшествующем указанию по наполнению земли: по образу Бога создал его, в мужском и женском роде создал их (1,27). Три элемента: образ Бога, мужской род, женский род. Что соответствует чему?
Дух (нешама) => Цель (тахлит) => Образ Бога (целем-Элоhим)
Материя (гуф) => Структура (тавнит) => Женский Род (некева)
Энергия (оз) => Программа развития (тохнит) => Мужской Род (захар)
Когда произошло разделение человека на грани (слово цэла, которое часто переводят "ребро", означает в первую очередь "грань", "сторона" - отсюда "сотворение женщины из ребра"), вместо одного действующего лица появляются трое. Кто же эти трое? Любой ребёнок скажет: Адам, Ева и... Змей.
Ясно, что Адам - воплощение принципа Мужского Рода (энергия), а Ева - Женского (материя). Но неужели воплощением Образа Бога в человеке является коварный змей-искуситель?
Да, и это не так удивительно, как кажется на первый взгляд. Мы говорили в комментарии к гл. "Берешит" (п.5), что образ Бога есть творческое начало в человеке. Это и есть сила, дающая человеку возможность вести себя нестандартно, даже неправильно - но по-своему. РаШаР Гирш (1808-1888) писал: всё величие человека в его уникальном даре: даре не слушаться Бога (подробнее об этом мы поговорим в комментарии к гл. "
Ахарей мот", п.4). Что это, как не качество, воплощённое в Змее? И неслучайно Змей не менее человекоподобен в тексте, чем Мужчина и Женщина: он - третья грань, общее для них творческое начало.
Дух (нешама) => Цель (тахлит) => Образ Бога (целем-Элоhим) => Змей (нахаш)
Материя (гуф) => Структура (тавнит) => Женский Род (некева) => Женщина (ишша, Хавва /Ева/)
Энергия (оз) => Программа развития (тохнит) => Мужской Род (захар) => Мужчина (иш, Адам)
Примечание 1: Рахель Спектор комментирует первые строки главы "Берешит" так: дух Божий, витая над водой, был недоволен существующим положением, что и стало поводом для процесса Творения. Это соответствует традиции, переданной в мидраше: в час сотворения мира Всевышним возжелал Он, чтобы было у Него жилище в нижних мирах подобно тому, которое есть у Него в высших (Танхума Насо 17). Из этого мы опять видим, что образ Бога есть творческое начало - то, которое говорит "сделаем не так, как сейчас" - то, что говорит Змей Женщине.
Примечание 2: Казалось бы, этой дискуссии место в комментарии к главе "Берешит"; но мы говорим о тетраэдральной структуре в контексте Потопа и послепотопного человечества, что позволяет нам перенести всю тему в главу "Ноах": обсуждение "Берешит" и так переполнено метафизикой.
2. Эффект Потопа
Потоп произошёл из-за того, что земля наполнилась шахат и хамас.
Стих 11 главы 6 в русском синодальном переводе звучит: "но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями". Более точно его можно перевести примерно так: и пала земля в отношении Судии, и наполнилась земля экспансией зла. Неуклюжие русские слова заменяют здесь точные термины иврита: с землёй случился корень ШХТ по отношению к Богу, и она вся наполнилась хамас (корень ХМС). ШХТ (шин-хет-тав) означает стремительное вертикальное движение вниз с отрицательной этической окраской (отсюда шахат "бездонная яма"). ХМС (хет-мем-самех) означает стремительное экспансивное движение в горизонтальной плоскости с отрицательной этической окраской (отсюда хамас "злодеяние, совершённое по отношению к лицам того же статуса"; в следующей недельной главе Сара пожалуется Аврааму на свою беременную служанку, высокомерно относящуюся к ней: на тебе (вина в) хамасе, (совершённом по отношению ко) мне).
Шахат есть падение по вертикали в сторону, противоположную Божественному "вверх"; хамас есть экспансия вширь в горизонтальной плоскости. Логично предположить, что этот грех - продолжение первоначального греха.
В первоначальном ("первородном") грехе инициатива исходила от Змея, который накормил плодом Еву, а та - своего мужа. Таким образным языком Тора даёт нам геометрическое определение греха: Дух (Змей) -> Материя (Женщина) -> Энергия (Мужчина). Если сложить первые буквы первооснов в этом порядке ("нун" от "нешама", "гимел" от "гуф", "айин" от "оз"), получится слово нэга' (патология, зараза).
Ясно, что для людей этот грех и его продолжение - тотальная зараза, охватившая допотопное человечество - великая трагедия. Но для чего она Богу? Ведь если всё неслучайно (принцип тахлит, о котором мы говорили выше), то и у этого греха есть некая высшая цель?
Эту цель раскрывает Михаэль Никомаров из бейт-мидраша центра "Маген". Круг Дух (Змей) -> Материя (Женщина) -> Энергия (Мужчина), повторённый многократно в допотопных поколениях, благодаря экспансии хамас превращается в спираль. Если в мире (основании тетраэдра) происходит такой процесс, основание тетраэдра расширяется. Одновременно происходит падение шахат - основание тетраэдра отдаляется от своей вершины, одновременно увеличиваясь в размерах. Что же происходит? Мир растёт!
Допотопные грехи человечества лежат на совести людей. Если бы люди не согрешили, Бог всё равно бы расширил мир; люди бы послужили Его орудием - но не нарушая слова Бога, а выполняя его: недаром слова наполняйте землю и овладейте ею предварены заповедью плодитесь и размножайтесь (1,28). Но даже совершая преступления, люди служили делу Творения. Когда же мир достиг надлежащих размеров, пришёл Потоп.
3. Новый тетраэдр
Ноах - носитель всего наилучшего, накопившегося в человечестве за все поколения перед Потопом. По мнению Евгения Гангаева, родословие Ноаха в 5-й главе книги намекает на отбор, на выбор важнейших: и жил Энош после того, как родил Кейнана... и родил сынов и дочерей;... и жил Кейнан после того, как родил Махалалъэля, и родил сынов и дочерей, и так далее. Михаэль Никомаров в этой связи предлагает оригинальное понимание описания Ноаха: Ноах - человек, совершенный праведник был он в своих поколениях (6,9). Обычно эти слова понимаются как "праведник в своём поколении", что вызывает спор мудрецов о том, был бы Ноах праведнее, живи он в другое время. Но ведь сказано в своих поколениях! По мнению М.Никомарова, это означает, что Ноах представляет собой итог праведности (читай: конструктива) всех допотопных поколений. Поэтому после Потопа от Адама остаётся Ноах.
Сыновья Ноаха - воплощение основных принципов нового человечества: этики, эстетики и энергетики. Имена их содержат в себе соответствующие корни: Шем - "имя" (и те же буквы содержатся в слове нешама "дух"), Яфет - "красота", Хам - "жар, тепло".
Новый тетраэдр усовершенствованного человечества (на вершине - Ноах) выглядит так:
Дух (нешама) => Цель (тахлит) => Образ Бога (целем-Элоhим) => Змей (нахаш) => ШЕМ
Материя (гуф) => Структура (тавнит) => Женский Род (некева) => Женщина (ишша, Хавва /Ева/) => ЯФЕТ
Энергия (оз) => Программа развития (тохнит) => Мужской Род (захар) => Мужчина (иш, Адам) => ХАМ
Мы видим, что эстетические цивилизации (наподобие современной светской европейской) несут в себе женское начало, энергетические (наподобие современной арабско-исламистской) - мужское; этические цивилизации (иудаизм, христианство, в некоторой степени ислам - настолько, насколько он свободен от насилия) - начало Божественное. В этом начале скрыт и Змей; и действительно, все религии то и дело отклоняются от своего истинного облика и превращаются из пути к Богу в путь от Бога. Но эти отклонения не могут служить аргументом против религии в целом: напротив, они могут (и должны) побуждать в нас желание вновь и вновь обновлять договор с Единым, заключённый Ноахом после Потопа: договор вечный между Богом и между всякой живой душой, всякой плотью, что на Земле (9,16)!