Меня спросили: почему коэнское благословение читают только днём?
Комментарий к вопросу: в отличие от комментариев к недельным главам, ответ на этот вопрос подразумевает, что читатель знает, что такое коэнское благословение. Тем, кто ещё не знает этого, предлагаю вооружиться терпением и читать комментарии к недельным главам Торы.
А вот и ответ:
В главе "Шмини", которую мы читали вчера, Аарон впервые служит в Мишкане (храме) как коэн. Сразу по окончании жертвоприношения (Вайикра 9,22) он поднимает руки перед народом и благословляет его. Это считается первым коэнским благословением [1]. Отсюда мы понимаем, что благословляющий коэн должен поднимать руки, и что акт благословения следует после акта жертвоприношения.
Поскольку все жертвоприношения совершаются днём [2], то и коэнское благословение надо произносить днём [3].
Поскольку молитва является единственным общедоступным видом жертвоприношения в наши дни, то благословение произносится во время молитвы [4]. Добавим, что коэнское благословение настолько органично вписывается в молитву из соображений метафизики, что даже после восстановления Храма не стоит разъединять их, чтобы не разрушать сложившийся инструмент духовной работы - молитву "Амида".
Примечания:
[1] Отождествляется с классическим благословением из Бамидбар 6,23-27 практически всеми комментаторами начиная с Торат-Коаним, 3 век. Впрочем, РАМБАН возражал против такого отождествления.
[2] Кроме пасхальной жертвы. Этот вопрос разбирается в Талмуде неоднократно.
[3] р. Элиэзер Меламед, Биркат-коаним, сайт
www.yeshiva.org.il .
[4] А почему только в утреннюю? Потому что есть опасность, что за обедом коэн напьётся вина, а пьяному коэну служить нельзя (см. [3]). В дни публичных постов коэнское благословение произносят и в послеобеденной молитве "минха".