Древнейшее упоминание славян в Нижнем Поволжье

Aug 17, 2012 20:12

Кляшторный С.Г. Древнейшее упоминание славян в Нижнем Поволжье // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Том 1. М., 1964. C. 16-18.

Статья Сергея Григорьевича Кляшторного, в которой было в СССР введено в научной оборот известие Ибн Асама ал-Куфи, повествующее о том, что ходе своего похода против Хазарии в 737 году наместник Кавказа и Джазиры, омейад Марван ибн Мухаммад достиг некоей «реки славян» и столкнулся со славянами, захватив большое их количество в плен. С.Г. Кляшторный убедительно показал, что происходили описываекмые события в Поволжье, а впоследствии надёжно связал славян, с которыми столкнулся в Поволжье Марван с носителями именьковской археологической культуры.

Вот какой комментарий к этой давней своей статье учёный недавно дал в своём отзыве на мою книгу Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / Отв. ред. А.В. Овчинников (СПб.; Казань, 2011):

Работа молодого петербургского исследователя М.И. Жиха продолжает начатые мной еще в начале 1960-х гг. исследования арабской традиции, помещавшей во второй половине I тыс. н.э. где-то в Среднем Поволжье ас-сакалиба-славян и их сопоставления с той этнокультурной ситуацией в регионе, которая фиксируется по данным археологии. Основным для данной темы является впервые в СССР опубликованное мной известие Ибн Асама ал-Куфи, повествующее о том, что ходе своего похода против Хазарии в 737 году наместник Кавказа и Джазиры, омейад Марван ибн Мухаммад достиг некоей «реки славян» и столкнулся со славянами, захватив большое их количество в плен. Данные ал-Куфи дополняются свидетельствами других арабских историков. Публикуя этот источник, я пришел к выводу, что описанные в нем события могли иметь место скорее всего где-то в Среднем Поволжье, но тогда этот вывод не получил поддержки, так как не было, как тогда казалось, никаких археологических подтверждений серьезного присутствия славян в Среднем Поволжье в этот период. Культура славян Среднего Поволжья не была еще опознана. По этой же причине открывший сочинение ал-Куфи А.З.В. Тоган, который пришел к тем же выводам относительно маршрута похода Марвана, что и я, интерпретировал упоминаемых в источнике «ас-сакалиба» не как славян, а как некую «тюркско-финскую помесь». Со временем однако ситуация изменилась. Получила вполне определенную этническую атрибуцию открытая еще в 1953-1954 гг. казанскими археологами Н.Ф. Калининым и А.X. Халиковым так называемая именьковская культура. Оказалось, как это впервые показала самарский археолог Г.И. Матвеева, что именьковская культура генетически связана с праславянскими культурами: зарубинецкой культурой Верхнего и Среднего Приднепровья (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.) и пшеворской культурой, существовавшей западнее. По солидно аргументированному выводу Г.И. Матвеевой, поддержанному и развитому крупнейшим археологом-славяноведом В.В. Седовым, племена именьковской культуры создали в Среднем Поволжье мощный пласт славянского земледельческого населения. На рубеже VII-VIII вв. часть именьковцев ушла на запад, в Среднее Приднепровье. Между тем и Г.И. Матвеева, и В.В. Седов не сомневаются, что более широкие раскопки именьковских поселений позволят выявить материалы VIII-IX вв. Таким образом, археологические исследования дали материальные подтверждения сведений арабских авторов.

После этих работ археологов стало возможным вернуться к старой теме на новом уровне, уже с учетом установленного археологами факта проживания славян в Среднем Поволжье, что позволило конкретизировать давно сделанные мной выводы, которые нашли поддержку Г.И. Матвеевой, П.Н. Старостина и В.В. Седова.

Читать дальше

восточные источники, Кляшторный С.Г., библиотека, Жих М.И., статьи

Previous post Next post
Up