СОВЕРШЕНСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ

Jul 30, 2008 21:08


                                      4.  МИСТИЧЕСКИЙ СОБЛАЗН СИМВОЛИЗМА
                                                        (продолжение)

* * *
   У Сологуба, в отличие от большинства символистов, отсутствовал энтузиазм преображения действительности - у него была своя мечта. Не ( Read more... )

Leave a comment

polya_na July 30 2008, 19:20:54 UTC
Читается здорово и интересно :) Спасибо!
Мне кажется все "измы" немного от лукавого. Если стихотворение нравится, оно нравится не потому, что родилось по законам символизма или имажинизма. От кого-то слышала "в литературу легче входить толпой"... Все эти "программы", как мне кажется, часто говорят об одном и том же, но с разных сторон. Как ученые, которые с завязанными глазами трогают слона и пытаются составить представление о целом по его части.
О Блоке Вы очень хорошо написали :) Радовалась, пока читала.
Анненского нежно люблю. Читала его и о нем… но первый раз слышу, чтобы его «традиционно причисляли к поэтам символизма». Символистами он был не понят и не принят. А Анненский их понимал, но не принимал и посмеивался над ними в статье «О современном лиризме». Только Блока он называл без иронии «очарованием подрастающей поэзии».

Reply

imelamed July 30 2008, 19:46:48 UTC
Спасибо, милая Наташа.
Измы, конечно же, еще никого не сделали настоящим поэтом. Но все эти течения существовали, отмахнуться от них нельзя, разбираться же в их, как Вы написали, "программах" весьма поучительно.

Анненский подходил к символистам и по возрасту,и по своей "декадентской направленности". Так характеризовали его не только в советских учебниках, но и Вячеслав Иванов, и Волошин и другие символисты же. Вы правы разве в том, что они не чувствовали его вполне своим, а он - их. особенно в последние годы. Его символизм несколько отличался своим существом от "их" символизма. Лидия Гинзбург повторила вслед за Вяч. Ивановым и др., что его символизм был психологический, ассоциативный и проч. и проч. А кроме того, Анненский был "кровно" связан с французскими символистами, которых любил и переводил, и технические приемы которых усвоил. Хотя, конечно, французкий символизм был совсем не то что наш.
Те были просто декаденты, а наши - еще и философы и демиурги.

Reply

polya_na July 30 2008, 20:29:25 UTC
Разбираться, конечно, надо :) Чтобы лучше понимать стихи. Измы - это почва для них, хотя, на мой взгляд, несколько искусственная.
А по поводу учебников... В Литинституте заметна тенденция отказываться от учебников в пользу первоисточников. Считаю, правильным :) Как уход от шаблонов. Пусть студенты сами думают.

Reply

polya_na July 30 2008, 20:31:20 UTC
Это я писала :)

Reply

imelamed July 30 2008, 20:34:22 UTC
Я учился в Литинституте еще при Брежневе до самого начала перестройки и никаких особых учебников, особенно по Серебряному веку у нас не было в ходу.

Reply


Leave a comment

Up