В начале 1918 года 1-я чехословацкая дивизия размещалась под Житомиром. До Чехии, Австрии, Словакии, Венгрии, до будущей Чехословакии - казалось бы рукою подать. Но нет: коротким маршрутом был морской - через Архангельск и Мурманск, - однако от него отказались из опасений чехов, что корпус может быть перехвачен немцами в случае их перехода в наступление. И тут возникает вопрос. Точнее - вопросы.
Казалось бы: вы находитесь в Украине. Почти в Карпатах. Шаг вперед - и вы уже «дома». Но нет вопрос о движении «домой» методом «вперед» как будто бы даже не обсуждается. «Давайте уходить через Мурманск и Архангельск» (кстати, Архангельск изображен на российской купюре в 500 рублей - «керенке» серии 1997 года). Но этот маршрут бракуют. Да почему же? Где Украина, где Север России где немцы и где их возможное наступление? Или может быть опасались подводных лодок? Тогда стоит еще раз напомнить наш вопрос: сколько наименований морских портов на территории Чехии и (или) Словакии известны нашим читателям? Может быть, немецкие подводные лодки действовали в карпатских горах? Любопытная логика. Итак, обсуждают морской маршрут движения домой (видимо через морские порты в Брно или Праге?) но мешают «подводные лодки немцев к карпатских горах». Кстати интересно было бы узнать, сколько подводных лодок было у немцев в 1918 году, как они действовали на северных маршрутах и насколько они были активны вообще. Впрочем, к вопросу о подводных лодках в рассмотрении этой темы мы еще раз вернемся. Ладно. Решили, что через северный морской путь домой «опасно». И направили чехословацких легионеров по Транссибирской железной дороге до Владивостока и далее через Тихий океан в Европу. Замечательно. Замечательно?
Обдумаем. Каким маршрутом можно «приплыть» из Владивостока в один из известных «морских портов» Чехословакии (в Остраву или быть может - Либерец?) И получаем что, а таких путей всего два: это через Тихий и Индийский или через все тот же Северный ледовитый океаны. Мы обещали, что возвратимся к вопросу о германских подлодках? Вот он. Если двигаться домой морем было признано небезопасным даже из Архангельска и Мурманска, то как снижались риски такого плавания из Владивостока? То есть остается путь через Тихий и Индийский Океан. А далее или через Суэц в Средиземное море, или через Балтику… А там опять подводные лодки немцев. Но даже если и двигаться через Суэц мы все равно находим ближайший «чехословацкий» морской порт где-нибудь… в Варне. Согласны? Ну, нет морских портов в Чехословакии, давайте уже перестанем мучать себя и других безнадежными поисками (а кто то может быть уже и давно их закончил).
И еще немаловажный вопрос. Корпус - это примерно три дивизии. Между прочим около 50000 человек. Википедия указывает: Чехословацкий корпус (40 000 человек). Это сколько же надо транспортных кораблей, что бы доставить из воюющей России как мы видим «непонятно куда» такую ораву вооруженных людей. Так ведь корпус - это не только личное оружие. Это еще и тяжелое вооружение. Представьте себя на месте планировщиков этой совершенно нелепой операции. А ведь ее нелепость очевидна: по пути следования корпус «сбивал части РККА, захватывал власть в городах следования». Так почему бы ее не установить где нибудь поближе к той же Праге? Чем больше мы пристрастно углубляемся в детали этого похода тем абсурдней выглядит его география. А вот экономика - остается неизменной: почти 200 тонн золота остаются сами собой. И если считать что золото имело тогда ту цену, о которой мы знаем вывоз из страны такого объема ресурса не мог не сказаться на ее экономическом состоянии. Кроме того если кто то теряет - то кто то как вы точно знаете, находит. А кто стоял за чехословацкими легионерами? Неужели вы думаете, что все досталось им одним?
Выскажитесь.
Поддержать наш блог,
imed3, вы можете в любое время переводом по актуальным динамически изменяемым реквизитам опубликованным в конце
этого текста.