Миха Нармалевич, художник-супрематист.
- Сегодня мы поговорим о сравнительно новом стиле в искусстве, который тегают как „фупрематизм“, „фундаментальный супрематизм“, „жэс-арт“, „коммунальное искусство“, „таджикротко“, „ЖЭК-арт“, „баф“, „rothkowalls”. И поговорим не с уличными фотографами „цветных квадратиков на стенках“, а впервые - с человеком, имеющим непосредственное отношение к упомянутому феномену, а именно, с финишером Михой Нармалевичем, автором работ и концепции данного течения в искусстве.
- Я даже нагуглил этого самозваного „эксперта”, некоего Шведа, который это выдал вместе с утверждением, что в Беларуси „нет ЖЭСов”. Насколько я понимаю, речь идёт о фасадном супрематизме (коллективном) - далее ФСК, который каждый самобытный „эксперт” называет по-своему, каждый раз тыкая пальцем в небо, хотя каждое явление имеет своё научное название. Здесь же вообще всё свалено в кучу - и абсолютно разные феномены, и их „клички”. А главный „эксперт” по ФСК на пост-советском пространстве - аноним из Инстаграмма под ником Таджик Ротко, который, как он говорит, где-то услышал такое название и собрал в своём аккаунте два десятка неизвестно каким образом сделанных луков. Сейчас на жёлтых сайтиках появилось множество самопровозглашённых „экспертов” и „гуру” „фупрематизма”, которые не имеют никакого отношения к ФСК и искусству вообще, не говоря уже о том, что не в состоянии связать пары слов о супрематизме или даже абстракционизме в целом - только лозунги, хайп и самопиар, в лучшем случае - верхушки в интернете и компиляции. Пока Гугл находит только одного человека, под именем Мэтт МакКормик, который сделал не очень успешную, но самостоятельную, попытку разобраться в сути феномена ФСК и даже со своей командой снял ролик, получивший множество наград, но в котором сделал ряд принципиальных ошибок. Но даже его ошибочного определения среди перечисленных „экспертом” тэгов нет.
Что касается „нового“, то это скорее „хорошо забытое старое“, существующее с тех пор, как человек научился чёркать что-то на песке и камнях.
Уточню, что представляю арт-группу (или арт-дуэт) „Серабранскія Нармалевічы“, где оба члена - равноценные авторы и работ, и концепций, и роликов, и выставок, и фотосъёмок.
- Однако ролик МакКормика приобрёл успех. Может, не всё там было так плохо?
- Как арт-провокации - аплодирую. Ролик вызвал много споров. Как киношник - плюсую. Как художник оцениваю как „зачётная попытка”. Отмечу даже положительные моменты: автор ролика описал три способа исправления фасадов, которые, правда, назвал уничтожением. Все три способа нам хорошо известны, но мы, профессионалы, пользуемся одним, с чёткими границами геометрических фигур. Два последних, достаточно редких, способа, скорее, личная самодеятельность. Но они действительно имеют место. Визуальных примеров ФСК в ролике тоже достаточно. Мы такой же делали по Плеханова, только это город, столица, а не какие-нибудь безлюдные портово-промышленные закоулки МакКормика.
- А вы сами фотографируете свои работы и работы коллег?
- А смысл? Сейчас каждый первый имеет смартфон или айфон))) Если серьёзно, фото- и пэйнтфиксированием ФСК занималась Марина Венус, но с 2005 она серьёзно больна, а с 2010 имеет нерабочую группу инвалидности и не может больше бегать по городу. Если она совсем ложится, а это часто, то я её замещаю, но это изредка. Основной масив фото и видео сделала она и в папках ФСК у неё хранится более восьми с половиной тысяч файлов. Это при том, что удаляются чужие фото, плохие фото, неинтересные фото, менее удачные ракурсы, протестные фото, которые в Беларуси хранить запрещено. Мы провели четыре интернет-выставки до 1К ед.: две по ФСК, две о протестном граффити - зачем всё это хранить дома, всё было опубликовано, кто хотел - посмотрел.
Мы не только фотографируем ФСК. Мы его творим - на фасадах и холстах. И в стрит-арте участвуем с 90-х, первый мой арест в 1999, последний в 2011 - и больше желания нет. Кроме того, создаём интерьерные и экстерьерные маски (около 70 ед.), композиции, мелкие элементы декорации. Временные и не наносящие потенциального вреда никому, естественно - чтобы не уходить под аресты и астрономические штрафы. Мы-то в Беларуси живём. Хорошо проводить выставки скопированных у нас работ в варшавах, а тут и за ленточку на ветке или фото в соцсети можно присесть на приличный срок.
- Судя по объёму коллекции, вы давно работаете с темой урбан-супрематизма?
- По сути жизни, характеру образования и работы - всегда. Но это же не смысл нашей жизни. Отдельные фото делались с незапамятных времён. В 2012, когда в связи с очередным обострением у тэгеров и, соответственно, борьбы с ними в джинсе появились „эксперты” типа временного штатного фотографа одного из жёлтых сайтов, не помню фамилии, носившегося по выставкам с несколькими постановочными, фотоштопанными и инверсированными фото, мы опубликовали проект из 70 ед., сделанный в том же году в одном-единственном квартале столичного района, в виде шуточного доказательства, что родиной ФСК является Серебрянка. Во второй половине 2010-х, когда типобелорусские сайтики рыскали по России в поисках "экспертов" с десятком фото ФСК, мы опубликовали беларуский проект на 1К. Без особой цели, просто попутный проект. Сейчас, когда "экперты" полностью пересели на заграничные фотки, в основном, чужие, мы в Беларуси без напряга, с опережением в месяц, закончили проект на 3К, который планировали на полтора года (с учётом реалий, о которых упоминалось выше). Главные герои в нём - вы удивитесь - не мальчики-девочки, модели и блогеры, уличные эксперты, режиссёры и фотографы с айфонами, а работники ремонтных и коммунальных служб, соавторы ФСК. До конца марта я закончу публиковать его в фейсбуке. Это наш новый даже не национальный, а мировой рекорд, а с учётом инвалидности нашего великолепного фотографа - рекорд в квадрате. Но это опять же не какое-то рвение к рекордам или достижениям, оно полностью отсутствует. То, что нас десятилетиями не замечала джинса, свидетельствует о том, что мы не лезли туда пищом, как самозваные „эксперты”. Мы не тщеславны и самодостаточны. Это просто элемент нашей текущей жизни в Беларуси. Мы здесь живём.
- Так почему именно „фасадный супрематизм (коллективный)”?
- Элементарно. Это наше последнее место работы, как моё, так и Марины Венус. Правда, в разных организациях и даже в разных концах Минска. Что касается определения, то здесь все слова ключевые. Два прилагательных даны, чтобы выделить ФСК из ряда других супрематизмов. Супрематизм же есть разновидность абстракционизма, это направление в искусстве, созданное беларуским художником Казимером Малевичем.
- Казимир Малевич считается русским художником.
- Безусловно, он творил и на территории России. Но в его биографии есть ключевые события, которые определяют принадлежность художника. Именно в Беларуси он создал и обосновал свой стиль Супрематизм - написал свои основные философско-теоретические работы, заложил основы дизайна, создал свою школу, своё новое течение, давшее несколько поколений дизайнеров и художников.
- Всё-таки почему именно Малевич, не Мондриан или Ротко?
- Мои работы тоже часто сравнивали - с работами английского художника Бэнкси, штатовского актёра Джима Керри, еврейско-греческого дизайнера Цеслера, но потом выяснялось, что свои я сделал раньше.
Тысячи, если не миллионы, художников и дизайнеров вдохновлялись нашими работами, фактурой, текстурой декоративных материалов, с которыми мы работаем. Но всё это вторично - и Поллок, и Мондриан, и тетрис, и Роткович, и многое другое, и многие другие. Всё это в наших работах есть изначально. А вот Малевич первичен, он создал свой стиль и описал его концепцию и теорию дизайна, причём, независимо от нас, однако схожесть стилей очевидна и максимальна. И он сделал это в Беларуси. Из вторичных я отмечу моего любимого - из заграничных абстракционистов - нидерландца Пита Мондриана, рисовавшего наши цветовые пятна и строительные леса (мы тоже это и фотографировали, и рисовали, но он один достиг в этом совершенства), на которых мы эти пятна создаём во время фасадных работ. У него, как и у Малевича, есть мессидж. Штатовцы Поллок и Роткович слишком примитивны, это нижний уровень даже не финишера, а маляра, размешивающего краски.
- Вы разделяете искусство на примитивное и высокое?
- В данном случае я эксперт не по эстетике, а по стрит-арту. Стрит-арт мы разделяем на профессиональный, любительский и коллективный. Что касается работ Ротковича и Поллока, я отнёс бы их к любительским. Даже в абстракционизме это нижняя ступень.
- А что насчёт супрематизма?
- Супрематизм как тема слишком широк, чтобы объять его в одном интервью. Я вырос в супрематичной среде, родился на супрематическом одеяле, среди супрематических вышивок, ковриков и дорожек, и вижу его везде в повседневной жизни. Сейчас речь пойдёт только об урбан-супрематизме, который, в основном, по теории автора концепции Супрематизма, делится на плоский и объёмный, или супремусы и архитектоны. Однако в урбан-супрематизме существует разделение его и на переходный (например, супрематизм досок объявлений и афишных тумб).
Существуют урбан-супрематизмы ракурсный, временной и свето-теневой, когда одни и те же объекты, их композиции и их свето-теневые проекции выглядят по-разному: сверху/сбоку, зима/лето, ночь/день. Если мы будем рассматривать только асфальтово-бетонный супрематизм с его свето-теневыми проекциями, то он окажется утренним, вечерним, ночным, дождевым и сухим. Зимний асфальтово-бетонный супрематизм может быть как двухцветно-позитивным (чёрные следы шин на белом снегу), так и наоборот (белые следы на чёрном асфальте). Добавить песка и соли - и он уже разноцветный, добавить иные источники света в виде луны, различных фонарей и световых проекций разноцветных окон - получается новое изображение. Урбан-супрематизм можно классифицировать до бесконечности.
Если мы посмотрим на город сверху, нам откроются новые супрематизмы (по понижающей) - городской застройки и периферии, отдельных кварталов и зданий и их свето-теневые проекции, дорожный (асфальтово-бетонно-плиточный) супрематизм и его фрагменты, супрематизм крыш в общем и отдельно взятой черепичной, шиферной, жестяной и т. д. крыши, мелкие объекты.
Если мы будем классифицировать урбан-супрематизм в зависимости от масштабов объектов по понижающей, то это будет опять же город с периферией, квартал, отдельное здание - с их свето-теневыми и временными проекциями, фасадный супрематизм и супрематизм отдельных деталей здания, например, его входных групп (опять же с их свето-теневыми проекциями), супрематизмы отдельных объектов различных размеров.
- Уф! Наконец-то мы подошли к фасадному супрематизму.
- Да. Однако и здесь не всё так просто. Фасадный супрематизм также может быть объёмным - это конфигурация фасадов, проёмов окон и дверей с их свето-теневыми проекциями, и плоским - это цветовое оформление фасадов. А плоский фасадный супрематизм делится на профессиональный и коллективный. Коллективный супрематизм, в свою очередь, делится на фасадный (ФСК) и супрематизм коллективный мелких объектов: перил, лавочек, лестниц, столбов, камней и т. д.
А теперь определение фасадного супрематизма (коллективного) или ФСК:
ФСК - искусство борьбы за красоту, чистоту и порядок
Фасадный супрематизм (коллективный) - направление в современном изобразительном искусстве, носящее ярко выраженный урбанистический характер. В Беларуси эта разновидность монументально-декоративного искусства, в данном случае, закрашивания/стирания/нанесения новых произведений на фасадах зданий, имеющая также коллективный и циклический характер, получила наибольшее развитие в конце 80-х прошлого столетия в результате обострения борьбы (в связи с демократизацией и информированием общества, яркими примерами извне и развитием лако-красочной индустрии) между легальными художниками, ремонтными и другими службами, арендаторами и владельцами различной формы, коллективными и личными инициативами с одной стороны и нелегальными художниками с другой стороны, и существует по сей день как наиболее часто употребляемый тип частичного/временного ремонта фасадов, также известного под названиями "исправление", "закрашивание" или "баф". Но, поскольку главной идеей данного вида искусства, рождённого, как уже указывалось выше, в соавторстве с нелегальными художниками, является поддержание фасадов в проектном или, как минимум, презентабельном, виде, наиболее точным и правильным дополнительным определением для фасадного супрематизма (коллективного) является именно “исправление”.
- То есть, вы называете ФСК искусством?
- Нет оснований это отрицать. Соавторы ФСК - нелегалы - создают свои работы сознательно. Что касается финишеров: если мы называем абстракционизм в целом искусством, то этого почётного звания лишить его разновидность невозможно. Если мы называем стирание работы одного художника другим, шредеринг своего произведения, цветовые пятна неопределённой формы и хаотические проливы краски разного цвета, сделанные бессознательно, гениальными произведениями, то главная задача ФСК и финишеров, как и искусства в целом - исправление и украшение. Это наивысшее искусство)))
- Когда вы создали концепцию урбан-супрематизма и ФСК?
- Она зародилась в 2000-ые вместе с проектом "БелЯма" Марины Венус, она по образованию и первой работе - дорожник. Так появился дорожный (асфальтово-бетонно-плиточный) супрематизм. Постепенно сложилась система. Когда в прессе начало мелькать слова "фупрематизм" и "ЖЭС-арт", мы некоторое время пользовались и ими - но с оговорками, что фупрематизм может быть только фасадным (ФСК), фундаментальным не может быть ни по каким критериям, а ЖЭС-арт - это более широкое понятие. Так "гуры фупрематизма" в спорах с нами наконец узнали про малые формы и малый дорожный супрематизм, познакомились с другими нашими проектами и шутливыми названиями ФСК - "Осталась краска", "Советская Белоруссия", "Серый квадрат", "Чистые улицы", "Искусство цензуры искусства", "Нет слов" и т.п. Сейчас некоторые блогеры используют их как тэги или пользуются ими как названиями собственных проектов. В своих проектах мы рассказали про все виды урбан-супрематизма. Но концепции ни у кого из самопровозглашённых "экспертов" так и не сложилось. Пришлось самим всё систематизировать.
- И что теперь делать с множеством других определений типа этого?
- Да пусть остаются - как памятники некомпетентности и ослиного упрямства тех, кто, сделав пару-тройку фотографий наших работ или перерисовав их, возомнил себя экспертом. Мы спорили с ними, предлагали правки и давали подсказки, но никто из этих самодеятельных и самозваных „экспертов” так и не смог дать более-менее правильного определения ФСК. Что касается именно этого определения на фото - далее. Ключевая ошибка „бессознательное” бессознательно стащена у МакКормика из его упомянутого выше любительского ролика более чем двадцатилетней давности. Если не хочется советоваться с экспертами, то нужно хотя бы начать осваивать Гугл, а то когда человек пытается дать определение абстрактному искусству, не имея понятия, что это такое, он делает принципиальные ошибки даже в первых словах. „Фундаментальный” и „бессознательно” - это или тавтология, или некомпетентность, или два в одном. Ключевое слово в определении ФСК - „коллективное”, а здесь оно отсутствует. „Коллективное бессознательное” и „фундаментальный супрематизм” - это вообще ахинея. „ЖЭС-арт/ЖЭК-арт/ЖКХ-арт” - кличка другого понятия, широко распостранённого в России (там этим словом называют дворовую самодеятельность жильцов типа кучи старых игрушек или пальмы из пустых бутылок), а к ФСК в Беларуси оно относится только частично, поскольку ФСК создают не только работники ЖЭСов, о чем я уже неоднократно писал и говорил. ФСК не только ЖЭС-арт и ЖЭС-арт не только ФСК. В-общем, компиляция некомпетентностей. Остальное - частично правильное дополнение, взятое из наших подсказок.
Еще немного о „бессознательном”. Многие „маляры коммунальных служб” (это, в основном, женщины) - соавторы ФСК - компетентнее в искусстве, чем большинство уличных „экспертов”, „фотографов” (сейчас каждый первый - „фотограф”) и „тэгеров/граффитистов/писателей на стенах”, творчество которых приходится закрашивать цветными прямоугольниками и квадратами. Финишер-коммунальщик (он же мастер фасадных и внутренних отделочных работ) владеет целым рядом специальностей - фасадчик, отделочник, маляр, штукатур, плиточник. Это умеет даже далеко не каждый, считающий себя художником. Финишеры украшают/исправляют, в том числе, и фасады. Это искусство, и далеко не бессознательное. Как и сам Супрематизм.
Об авторах концепции урбан-супрематизма и ФСК, в частности
МІХА НАРМАЛЕВІЧ
УРБАН-АРТ:
Нарадзіўся ў сям’і будаўнікоў, зь дзяцінства бываў у іх на працы. Бацька, начальнік участка, рана загінуў у ДТЗ. У 1977 падаў дакуманты ў будаўнічы тэхнікум, аднак забраў і вярнуўся ў школу. З канца 70-х да канца 80-х вучыўся на сьлесара і зваршчыка, працаваў па абодвох спэцыяльнасьцях, атрымліваў вышэйшую будаўнічую адукацыю ва ВНУ, асвойтаў усе віды зваркі, склейкі і г.д. У пачатку 90-х - майстар цэха вытворчасьці, аднак страціў працу падчас эканамічнага хаосу. З 2000-х - рознарабочы на будоўлях, навучаўся ў інстытуце прафтэхадукацыі, атрымаў чатыры прафэсыі майстра будаўніча-рэмонтных прац (фінішар), працаваў па спэцыяльнасьці ў ЖКГ, на капрэмонтах, у рэмслужбах, таксама інжынэр-мэханік, энэргетык. Першы арышт за нелегальны стрыт-арт - 1999, апошні дабываў у 2012, далей улік/надзор/нявыезд.
АГУЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ:
Чытаць, пісаць, маляваць, цікавіцца музыкай і кіно пачаў зь дзіцячага садка. Вучыўся ў сярэдняй музычнай школе, атрымаў спэцыяльнасьці аўтасьлесара й кіроўцы В/С. З канца 90-х па канец 2000-х атрымаў адукацыю праваабаронцы, журналіста і гісторыка. Ангельская мова - тры курсы платна.
ЖУРНАЛІСТЫКА:
У сьценгазэце зь 9-ай клясы сярэдняй школы. У сярэдзіне 90-х зноў пачаў працаваць актыўна - як аўтар, рэпарцер, фатограф, відэёапэратар. Зь 99-га рэдактар некалькіх выданьняў, працаваў карэспандэнтам у розных выданьнях.
ФОТА:
Зь юнацтва (першы фотаапарат - Чайка-3). У сярэдзіне 90-х захапіўся Паляроідам (квадратныя здымкі ў белых рамачках). Пазьней - шэраг лічбавых фотакамэр. Фота публікаваліся ў СьМІ.
КІНО:
Быў фанатам кіно зь дзяцінства, падчас вучобы зь 79-га працаваў у кінафікацыі, кінамэханікам, інжынэрам-кінамэханікам. За жыцьцё праглядзеў неапісальную колькасьць фільмаў. У пачатку 90-х пасьля страты працы на вытворчасьці запісваў і перазапісваў відэёзапісы к/ф, займаўся распаўсюдам відэёкасэт, гульнявых прыставак і электронных гульняў, технічнай літаратуры, у сярэдзіне 90-х пачаў здымаць на ўласную відэёкамэру. Відэё публікаваліся ў СьМІ. Пісаў кінарэцэнзыі для розных выданьняў.
МАСТАЦТВА:
У выставах пачаў удзельнічаць са школы. Творы ўдзельнічалі ў больш за паўтара дзясятка выстаў, у тым ліку, міжнародных і пэрсанальных, дзве апошнія (фотавыставы) былі прысьвечаныя таксама стрыт-арту. У другой палове 2000-х атрымаў, як казалася вышэй, прафэсыйна-тэхнічную адукацыю ў галіне выяўленчага і дэкаратыўна-манумэнтальнага мастацтва.
СУПРЭМАТЫЗМ:
З улікам пералічанага, можна сказаць, што займаўся ім амаль усё жыцьцё. Дзяцінства правёў у доме дзеда-шаўца, сярод супрэматычных коўдраў, дыванкоў і каберцаў, вышыванак і маляванак. Як мэханік і энэргетык кіраваў аб'ектамі (гаражы, падстанцыі і іншыя будынкі гаспадаркі) - фасадны супрэматызм калектыўны. Супрэматызм дробны (слупы, электрашчыты, скрынкі, іншыя дробныя аб'екты энэргетыкі). Будаваў і рэмантаваў будынкі (супрэматызм забудоў, супрэматызм будынкаў, супрэматызм дахаў), дарожнае пакрыцьцё (дарожны супрэматызм). У легальным стрыт-арце працаваў у жанры “фасадны супрэматызм (калектыўны)”.
--
МАРЫНА ВЕНУС
АГУЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ:
Інжынэр-будаўнік, праваабаронца, поўныя курсы ангельскай і кампутара.
ФОТА, ВІДЭЁ, ЖУРНАЛІСТЫКА, СТРЫТ-АРТ:
Усё зь сярэдзіны 90-х. Першая фотакамэра - “Паляроід”, далей лічбавыя. Перамагла ў шэрагу фотаконкурсаў. Суаўтар палутара дзясятка мастацкіх і фота-выстаў, у тым ліку, міжнародных. Мае шэраг уласных фота- і мастацкіх праектаў. Удзельнічала ў стрыт-арце.
УРБАН-АРТ:
Бацька - інжынэр-камунальнік, таксама рана сыйшоў. Працоўную кар’еру ў пачатку 80-х пачынала з майстра дарожных работ (задсюль вялікі ўласны праект 2000-ых - “Супрэматызм дарожны (асфальтава-бэтонна-плітачны)”), працавала таксама праекціроўшчыцай (урбан-арт у цэлым), апошняе месца працы (да 2010) - майстар вытворчага ўчастку ЖКГ (фасадны супрэматызм (калектыўны), ЖЭС-арт, урбан-арт). Зрабіла тысячы фота і відэё урбан-арта, шэраг ролікаў. Суаўтар чатырох фотавыстаў пра стрыт-арт да 1К фота, большасьць фота праектаў зрабіла ўласнаруч. Скончыла супрацу над праектам пра урбан-арт у 3К адз.