Leave a comment

imbg June 18 2020, 16:15:44 UTC
Evgeny Pinelis
27 mins ·
...
Не претендуя на истину, а просто исходя из своих наблюдений, я говорил, что тяжелое течение ковид-19 очень напоминает септический шок с поправками на отсутствие этиотропной терапии, вовлечение немного других цитокинов и лейкоцитов, еще больший дисбаланс про- и антикоагулянтных систем. Единственный неоспоримый способ помочь пациенту в септическом шоке - остановить инфекционный процесс. То есть все эти возбудившиеся лейкоциты и цитокины какое-то время продолжат выпускать пар, но контроль инфекции неминуемо улучшает результаты. Все вокруг скорее дополнительная поддержка, пока пар уходит. При ковиде варианта такого у нас нет, а потому приходится бороться с паром.

Недавно у нас был журнальный клуб. Недавно - это в доковидные добрые времена. Один из докладчиков нашел новый метаанализ стероидов при лечении сепсиса. Авторы подошли к вопросу серьезно и первым делом отыскали все статьи с годов синтезирования первых глюкокортикоидов, где вопрос изучался. Разных по дизайну статей нашлось около десяти тысяч. Девять тысяч семьсот с чем-то раз кто-то попробовал показать толк стероидов при сепсисе и септическом шоке. Естественно, авторов устроил только небольшой процент этих статей, они проделали огромную и сложную работу и в целом показали примерно то, что показывало существенное количество аналогичных исследований в прошлом: возможно есть некоторая польза с несомненным риском побочных эффектов.

Позавчера, как положено при этой эпидемии, для начала в СМИ сообщили о тридцатипроцентном улучшении прогноза у тяжелых пациентов с ковид-19 при использовании глюкокортикоида Дексаметазона. Пока что реальных данных, анализа, показателей леченых и контрольных пациентов я не видел. Статья все еще не отрецензирована, так что я бы все-таки предостерег от излишнего оптимизма. Ну и хотелось бы надеяться на воспроизведение этих результатов в дополнительных исследованиях. Не в десяти тысячах, хотя бы в десятке. Стероиды мы начали использовать ближе к концу марта, тогда же, когда открыли вторую и запланировали третью реанимации. Столкнувшись с воспаленным, горячим, красным, часто бьющимся сердцем и почти также часто дышащим пациентом, редкий доктор не подумает об этом. Особенно, когда других опций по сути не завезли.

Году в 2015-м, мой друг Дэвид во время конференции попал на обсуждение статьи, развенчавшей протокол Риверса. На обсуждении присутствовал и сам Риверс. Жаркая дискуссия, кто-то говорил, что у нас делают так, другие отвечали, что у них этак. Сам Риверс сказал, что он все еще пользуется протоколом имени себя и пациенты после сепсиса начинают играть на скрипке. Через какое-то время к микрофону поднялся итальянский интенсивист, который, по словам Дэвида, до выхода на сцену сидел, обхватив голову руками и выражая страдания всем своим видом. С густым итальянским акцентом он сказал: «Слушайте, вы, американцы, тяжелым сепсисом называете старушку с циститом и немного измененным сознанием. В Италии сепсис совсем другой, при нем почти все на ИВЛ и с отказом большинства органов».
https://www.facebook.com/evgeny.pinelis/posts/10207705794119765
и другие посты его и френдов

Reply

5cr34m June 18 2020, 16:24:51 UTC
спасибо.

Reply


Leave a comment

Up