История первая.
Я когда-то пару лет работала в камерном оркестре. Оркестр хороший был, и загрузка небольшая, но зарплаты тоже маленькие, поэтому приходилось зарабатывать дополнительно.
И вот мы с виолончелистом играли параллельно концерты с оркестром «Камерная Филармония Бонна» ( это оркестр состоящий из фрилансеров).
Как правило, у таких оркестров постоянный костяк музыкантов, а часть меняется.
Система работы у них такая: дня три-четыре интенсивных репетиций, а потом концерты по всей Германии с переездами на автобусах и ночёвкой в гостинице, если концерт далеко.
И все это хорошо сходилось по датам с нашей работой.
Был только один день, когда надо было сыграть утром концерт в камерном, а потом на поезде поехать в Штутгарт ( больше 400 км), но по времени всё укладывалось прилично.
Так мы думали, когда планировали, а потом случился солист-пианист с совсем не длинным концертом Моцарта.
Солист-пианист играл бисы.
Нет, это были БИСЫ. Длинные.
И вот перед последним концертом мы с коллегой посоветовались, сделали глазки, как у котика из «Шрека» и смиренно поползли к солисту челом бить.
Рассказали ситуацию, что нам надо после концерта успеть на поезд, чтобы попасть на репетицию к другому концерту, далеко, и поэтому мы нижайше просим , может быть сыграть какой-нибудь не очень длинный бис.
Солист что-то такое ответил, сыграл Моцарта, и залепил такой длинный бис, что мы, даже взявши такси, на поезд опоздали.
Опоздали и на репетицию в Штутгарте ( но не на много, минут на 10), и тоже пришлось брать такси, и сослались на опоздавший поезд и пропущенную пересадку, но было очень неприятно.
Все поезда и такси мы оплачивали из собственного кармана, естественно, потому что бесплатно - только автобус.
А солист этот сам профессор, и студенты у него.
Вот почему он так сделал?
Я его с тех пор бойкотирую ( но он и не такой известный), и на его концерты не пойду из принципа.
История вторая.
Я её уже описывала, но не могу найти.
С тем же оркестром ( из Бонна).
Солисты там бывали разные , и иногда они сами платили, чтобы сыграть с оркестром ( или кто-то за них платил).
И вот такой солист-скрипач очень хорошенький, но страшно зажатый, играл с оркестром «Романс» Бетховена До-мажор.
И на бис - десять раз - выскребал из скрипки Адажио из Первой Сонаты ( соль-минор).
И, на последнем концерте, в Концертхаузе в Берлине, он вдруг вместо репризы опять начал повторять начальную часть, попытался симпровизировать, не смог, и просто сыграл последний аккорд и под молчание зала ушел со сцены.
Я сидела спрятавшись за пульт и не смотрела по сторонам, это было очень неприятно и стыдно.
Ну и его всё равно жалко.
Но завалить бис, который до этого сыграл уже на девяти концертах!!