Кугель, нервы и яйцо.

Aug 19, 2023 01:04

Долго рассказывать, как это получилось, но вдруг выяснилось, что в Голландии как раз проходят курсы, на которых преподаёт маэстро Михаил Кугель.
И можно было подключиться и послушать уроки, и у меня как раз был часик свободного времени, и я отправилась слушать урок Кугеля онлайн.

И сразу всё всплыло, как будто было вчера.
Кугель энергичный, играет, рассказывает, и студенты вдруг расцветают на глазах.
Интересно, что когда слушаешь уроки со стороны, то всё яснее ясного, а когда стоишь и играешь, и тебе педагог что-то говорит, то это менее очевидно.
Именно поэтому работа с педагогом строится на доверии.
Хотя я и по собственному опыту знаю, что часто педагоги жмут-жмут и иногда ломают студентам технику, психику и карьеру.
Я сейчас вспоминаю, что Кугель поначалу обращался со мной, как с сырым яйцом ( причём надтреснутым): чрезвычайно нежно, и много хвалил, и шутки рассказывал.
А потом вдруг начал придираться всё больше и больше, и в какой-то момент я пришла к нему с сонатой Брамса, и он просто ноты на ноте в ней не оставил.
Как обычно, в классе сидело довольно много народу, и они после урока стали подходить ко мне и меня утешать, что уж что-то профессор слишком ко мне придирался, как же так.
А я к тому моменту уже и Кугеля знала пару лет, и даже маленькое лауреатство на международном конкурсе под его руководством получила, так что подумала и решила разобраться для себя, в чём же дело.
Пошла и спросила прямым текстом: «Профессор, а почему вы меня сначала много хвалили, а сейчас, когда я играю уже гораздо лучше, вы меня всё больше и больше ругаете?»
Кугель ответил: «а ты поначалу была такая задерганная, что тебе нужно было дать время прийти в себя, а теперь уже можно с тобой серьёзно работать, ты выдержишь».
( Тут надо точно обозначить, что он не меня изничтожал, а именно придирался к нотам в исполнении Брамса но тот момент, но народ всё равно впечатлился, по контрасту с его обычным дружелюбием).
Ещё я вдруг вспомнила, как звонила ему советоваться про моих первых учеников, с точки зрения психологической.
И как он меня как-то решил проверить, и предложил прямо сходу позаниматься руками с десятилетней девочкой, которую к нему привели показать, и которая не говорила ни на одном мне известном языке ( я изобразила что-то типа балета со смычком, позанималась, он похвалил, сказал, что с детьми мне работать можно).

И, кстати, о яйцах!
Я тут сразу двоим, ой, нет, уже троим объясняла на яйцах (куриных), гусары, молчать, как перестать давить на скрипку или альт, чтобы они лучше звучали.
Можно пол-урока объяснять теоретические, двигательные и анатомические процессы, а я просто сказала: « вот если взять целое яйцо, и его сжать пальцами, то оно выдержит какое-то давление, а если оно треснутое, и на него нажать, то оно тут же лопнет и потечёт у между пальцами!
А теперь, представьте себе, что яйцо у вас треснутое, но крутое, то есть немножко его можно сжать, но совсем чуть-чуть, иначе в руках у будет каша из белка и скорлупы. Играйте смычком с ощущением треснутого крутого яйца.»
Звучит может и странно, но я уже опробовала это штуку на троих учениках ( пятнадцать лет, и двое взрослых мужиков), и звук улучшается тут же!
Когда звукоизвлечение у них станет стабильно хорошее, я им всем теорию расскажу ( чтобы они знали, что они вообще делают).
Отгадайте с трёх раз, у кого я научилась таким штукам?
Вставляю одну из моих любимых записей маэстро:

image Click to view



Я ей иногда, как горючим заправлялась, когда была особенно уставшая.
Вот линк отдельно:
https://youtu.be/9s4k9O9FdJ4

Педагогическое, Кармен, Альтисты, Учёба, Кугель

Previous post Next post
Up