Вчера отыграла в Зигбурге в концертном исполнении «Королевских детей» Энгельберта Хумпердинка ( в рамках Бетховенского Фестиваля):
https://imb-irj.livejournal.com/692659.htmlВ Зигбурге композитор родился в 1854 году, и поэтому он там «наше всё» ( как Бетховен в Бонне).
К сохранению «Бетховенского дома» в Бонне ( дома, где Бетховен родился, и где сейчас музей) и у истоков создания Бетховенского Общества, которое тоже участвует в организации фестиваля, активно участвовал в 19 веке композитор и пианист Ференц Лист ( он как раз проводил лето в монастыре Нонненверт на Рейне недалеко от Бонна).
А в данный момент фестивалем руководит Нике Вагнер ( внучка Зигфрида Вагнера - ученика Хумпердинка, правнучка Рихарда Вагнера, и праправнучка … Ференца Листа, дочь которого - Козима, сбежала от мужа-дирижёра Ганса фон Бюлова с Вагнером).
Вот такая дама, на всех похожа понемножку:
Концертное исполнение прошло удачно ( при большом количестве «открытых мест» альтовой группы, и вообще сложности оркестрового материала).
Случайно познакомилась с музыковедом, который написал об этой опере диссертацию ( а по диссертации - книгу!).
Мне с ним радостно сошлись во мнениях о влиянии музыки Рихарда Штрауса на музыку этой оперы.
А ещё музыковед показал мне первое издание партитуры, где вовсе и не поют, а как бы говорят под музыку, потому что таков был изначальный заказ, это была театральная пьеса с музыкой.
Либретто спектакля написано актрисой и драматургом Эльзой Бернштайн (она писала под псевдонимом Эрнст Росмер).
И Хумпердинк и Эльза Бернштайн принадлежат к кругу вагнерианцев: он даже работал в Байрейте два года ассистентом композитора, и этим «подмочил» себе биографию, и его потом не хотели брать на престижные преподавательские места, и ему даже пришлось уехать работать в Барселону, откуда он, впрочем быстро вернулся ( не понравилось) и устроился работать во Франкфурте доцентом в Консерватории и оперным референтом в газете.
Кроме этого, Хумпердинк настолько попал под влияние музыки Вагнера, что перестал на какое-то время сочинять сам, якобы утеряв свой собственный стиль.
Его творческому наследию вообще не повезло - ранние произведения почти полностью погибли при пожаре родительского дома, потом он не писал из-за того, что попал под влияние Вагнера, потом женился и пошли дети, детей было пять, и надо было работать и кормить семью.
Лишь после успеха оперы «Гензель и Гретель» ( а её премьерой в Веймаре дирижировал никто иной, как Рихард Штраус), он смог посвятить себя сочинительству. Купил дом в Боппарде на Рейне и жил там до переезда в Берлин в 1900 году (его пригласили возглавить композиторскую школу при Королевской Академии Искусств) а потом приезжал туда летом.
В полноценную оперу сам композитор переделал «Королевских детей» в 1910 году, и они с успехом шли на оперных сценах Европы, и были даже поставлены в «Мет» в Нью-Йорке, но успех не продержался долго.
Эльза Бернштайн могла уехать от нацистов в США, но осталась из-за сестры, которой разрешения выезд не
было дано, и, несмотря на заступничество именитых друзей, была отправлена в концентрационный лагерь Терезиенштадт, который ей удалось пережить ( её поселили в «доме знаменитостей»), а после освобождения жила в Гамбурге, где и умерла в 1949 году.
А вы знали, что в США в 80-х годах прошлого века был популярен Энгельберт Хумпердинк (Хампердинк), точнее поп-певец под этим псевдонимом?
Правда внуки немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка подали на него за использование имени в суд, суд он проиграл, и поэтому укоротил свой псевдоним до имени «Энгельберт».
Впрочем, певца я понимаю, я тоже всегда считала, что сочетание «Энгельберт Хумпердинк» звучит отлично!
Опера:
Click to view
( Одну из главных ролей Герман Прей поёт, между прочим!)
И американский «Энгельберт»:
Click to view