Имеется: музыкант, хорошо играющий на своём инструменте, грамотно наученный, с хорошим характером. И он начинает работать в оркестре. Какие тонкости ему придётся учитывать?
Почему струнники сидят парами? Их много, и они играют в группах.
Они целой группой играют одну и ту же партию, так что и пюпитров нужно меньше и, пока один ноты переворачивает, другой продолжает играть. По трое сидеть уже неудобнее, так как будут плохо видны ноты. И при этом должна сохраняться определённая синхронность.
На первом пульте сидят концертмейстер группы и его заместитель. За ними нужно наблюдать, например, когда они вступают, в каком месте смычка и каким количеством смычка они играют, какие изменения вносят карандашом с оркестровую партию. В-общем, стая следует за вожаком.
То есть на первом пульте с местами всё понятно, они "закреплены" за "вожаками".
Дальнейшая рассадка зависит от правил в оркестре и в группе, личных симпатии и программ.
Есть оркестры, в которых рассадка делается специально на каждый проект, ты просто идешь и смотришь в списках, куда тебя посадили, в некоторых оркестрах сидят в соответствии с выслугой лет. Коллеги уходят на пенсию и ты продвигаешься вперёд. В некоторых рассадка вообще свободная, но существуют немолодые коллеги, облюбовавшие какое-нибудь местечко. Их не трогают.
При "свободной" посадке на заковыристых программах очень высоко котируются места за последним пультом.
Приветствуется:
Приходить на репетицию заранее, и вежливо здороваться с коллегами.
Сидеть на сцене минут за пять до начала, потому что ровно минута в минуту встаёт концертмейстер , гобой даёт ноту ля и оркестр настраивается в следующем порядке: виолончели и контрабасы, скрипки и альты, деревянные духовые, медные духовые. Потом начинается собственно репетиция.
Во время репетиции следовать указаниям дирижёра.
Если он прерывает оркестр, тут же прекращать играть, даже если это произошло на середине фразы.
Кроме инструмента иметь при себе простой карандаш с ластиком для поправок и дополнительных пометок.
Не разговаривать на посторонние темы во время репетиции. Даже если дирижёр разговаривает не с "твоей" группой. На сцене может одновременно находиться до девяноста человек, и если они разом начнут хотя бы шептаться, до уже будет полный хаос.
После того, поправки внесены, дирижёр обычно говорит, с какого места оркестр должен играть дальше, и это надо услышать, поднять инструменты ( контрабасисты освобождаются от этого вида спорта), и играть дальше.
В нотах иногда пронумерованы такты: в начале строчки стоит малюсенькая цифра. Быстро найти близкую по величине цифру и нужное прибавить или отнять.
Или проставлены буквы, тогда дирижёр говорит, превращая букву в имя: "а теперь , пожалуйста, двадцать три такта до Ирода!".
Руки с палочкой при этом поднимаются вверх.
И ты судорожно шаришь глазами по странице, где он , этот Ирод ( буква И) спрятался? Отсчитываешь двадцать три такта назад и играешь оттуда.
Если буква И в нотах пропущена, или номера тактов проставлены неправильно, тогда надо спросить дирижёра, ведь у него на пульте партитура. В нотах у оркестранта только партия его инструмента, иногда встречаются фрагменты партий других инструментов, напечатанные мелким шрифтом.
Одеваться лучше неярко, мини-юбок,туфель на шпильке и глубоких декольте и ярких и неоновых цветов в одежде избегать.
Во время репетиции сидеть спокойно, но не разваливаться на стуле и не вытягивать ноги под передний стул.
Не делать лишних движений, и не отстукивать ногой такт. Потому что отвлекает соседей.
Сидят оркестранты близко друг от друга, поэтому и с духами осторожнее, не все залы хорошо проветриваются.
Но работа оркестранта не начинается и не кончается во время репетиции. Надо заниматься самому, поддерживая форму, и учить оркестровые партии.
У молодых музыкантов есть возможность, пройдя конкурсный отбор, поучаствовать в интернациональных молодёжных оркестрах, поездить с ними в концертное турне по дальним странам, и одновременно набраться опыта и расширить репертуар.
Если почитать, то это всё абсолютная проза жизни, но несмотря на стаж и опыт, мы и перед премьерами волнуемся, и после концертов радуемся, и иногда на сцене во время концерта происходит чудо, и ты плывешь куда-то на волнах музыки, и сердце бьётся, и щёки горят. Научные исследования подтвердили, что физическая нагрузка музыканта во время концерта сравнима с тяжёлым физическим трудом, например, лесоруба.
Но счастливые лица в публике того стоят
А это утащенный с Youtube ролик. Карлос Кляйбер с известнейшим оркестром Венской Филармонии репетирует польку "Трик-Трак" Штрауса, советую досмотреть до конца там сюрприз.
Click to view
А если вам понравилось, то вот ещё одна запись с его репетиции, на этот раз с английскими субтитрами ( и подлиннее).
Click to view