Очень интересно, когда дирижёры начинают говорить откровенно, оказаться рядом и послушать.
Вообще, если вдуматься это всё напоминает сказку «Машенька и медведь».
Дирижёр - Машенька, конечно: «высоко сижу, далеко гляжу - не садись на пенёк, не ешь пирожок» , то есть, не расслабляйся особо...
Один дирижёр рассказал недавно, что очень приветствует, когда оркестранты не только играют по его руке, но и слушают друг друга, и другие голоса, и играют, как будто, камерную музыку.
И вообще, когда от музыканта исходит энергия.
И что, когда он приходит дирижировать в незнакомый оркестр, первым делом смотрит, где находятся «энергетические дыры», и что с этим делать.
Да, совместное исполнение музыки, это тоже вид общения.
Иногда вот можно очень приятно пообщаться, не сказав ни слова.
Интересно было бы, конечно, послушать, как дирижёры сплетничают между собой про разные оркестры...
А вот и маленький отрывок, Карлос Кляйбер репетирует польку «Гром и молния» Штрауса с оркестром Венской Филармоний, ему не хватает у нескольких но у ударников, он их ( ноты) называет «пощёчинами», они прерываются, он просит начать с цифры один, у ударников в нотах нет «цифры один», концертмейстер наигрывает мотивчик, нормальный репетиционный хаос, и в конце Кляйбер извиняется перед ударниками.
Там просто разные редакции, судя по всему.
Click to view