Начало здесь:
http://imb-irj.livejournal.com/349532.html Недавно пыталась разобраться в записях, сделанных по ходу экскурсии. Полезла в интернет за подтверждением информации, рассказанной гидом, но не немецкого, ни русского материала не нашла. Только английского немного.
Насколько я помню после посещения Еврейского Музея в Вене (Judisches Museum Wien), еврейская община Вены сильно увеличилась после 1850 года, когда евреев начали пускать в Австрию. Даже памятник в Вене стоял, на Северном Вокзале (куда как раз и прибывали ашкеназские евреи из Восточной Европы). Памятник Саломону Майеру Ротшильду, инициатору строительства вокзала. С.М.Ротшильд был финансистом и банкиром, и сам переехал в Вену из Франкфурта на Майне в 1821 году.
До этого жить там можно было только по специальному разрешению
(разрешения тоже выставлены в музее).
Статую убрали из здания вокзала в 1938 году и поместили в Музей путей сообщения.
Вот так выглядит статуя барона Ротшильда, ранее стоявшая на вокзале в Вене (встречавшая бедных эмигрантов).
А вы знаете писателя Элиаса Канетти
(
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Канетти,_Элиас)? А его автобиографическую книгу "Спасённый язык" читали?
Он пишет,что родился на территории Болгарии, в еврейской сефардской деревне, и дома они говорили на языке сефардских евреев - "ладино".
А потом его семья переехала в Вену на несколько лет.
Интересно, маленький Элиас тоже проходил мимо статуи барона Ротшильда на Северном Вокзале?
Надо посмотреть в книге, каким путём они добирались до Вены.
Гид по имени Ян рассказал нам, что если в Германию и Австрию ехали бедные ашкеназские евреи из Польши и Галиции, то португальские и испанские евреи (сефарды) переезжали в 17-18 веке в Нидерланды и селились в Амстердаме, они побогаче были и многие из них ювелирными работами занимались.
А в Гронингене жили ,в-основном, ашкеназские евреи.
Почему евреи перебирались в Нидерланды?
Согласно закону о эмансипации евреев
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Эмансипация_евреев), вступившему в Голландии в силу в 1796 году евреям не запрещалось владеть землёй, и позволялось вступать в гильдии.
На рубеже 19-20 веков в Гронингене проживало от 2000 до 2500 евреев. Именно поэтому в начале 20 века и было построено новое здание синагоги.
Архитектор синагоги был нееврей, он специально поездил по Европе, посмотрел на здания синагог и взял за образец Новую Синагогу в Берлине, находящуюся на Ораниенбургской улице
(Oranienburger Straße), строительство которой было завершено в 1866 году.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/New_Synagogue,_Berlin А во внутреннем убранстве применил
некоторые ориентальные элементы, напоминающие, например знаменитую Мескиту в Кордове.
https://de.m.wikipedia.org/wiki/Mezquita Общий вид синагоги.
Витражи.
Детали потолка.
Балконные арки.
И, для сравнения, внутреннее убранство Мескиты ( фото из Википедии
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мескита).
Вот так выглядела Новая Синагога Гронингена вскоре после открытия:
Сверху на фотографии отражение оконного витража в стекле, увы...
Продолжение следует.