Продолжу про волнение.
Волнение имеет, конечно и физические и физиологические причины. Усталость, недосып и всякие лёгкие недомогания могут его усилить.
И собственная зацикленность на желательном результате.
Что интересно, что в состоянии усталости, с больной головой, волнения иногда нет ( никогда не угадаешь, когда это случится) и играется спокойнее и "по делу".
Но я лучше продолжу о моих отношениях с волнением во время учёбы.
Выпускные экзамены в училище и вступительные в консерваторию я отыграла без лишних сантиментов.
После них уехала в Австрию на майстеркурсы. К кому, куда и зачем - не знала. Зато у меня была стипендия на участие, покрывающая сам курс, проживание и питание ( на билет на самолёт а копила полгода).
Долетела до Вены и добралась до нужного вокзала благополучно ( а не так, как в первый раз).
Ехать на поезде оказалось очень долго, и с пересадкой.
Но всё прошло бы гладко, если бы в последний момент мне не прихлопнули большой палец на правой руке дверцей машины.
И всё равно я на следующее утро пошла на урок-знакомство к тамошнему педагогу и играла.
Палец болел, а я себе играла. Ну и не волновалась почти. Было больно, программа была выучена-перевыучена, и вообще там и публика очень благожелательная была.
После этого я ещё заехала на один день к своей подружке Анни ( виза у меня была точнёхонько до конца майстеркурсов плюс один день на возвращение).
После этого я ещё в Германию съездила, в юношеский оркестр, и строила глазки мальчикам под музыку "Болеро" Равеля. Тоже не волновалась. Дышала себе воздухом свободы.
Приехала назад - горя нетерпением и начался первый курс Консерватории.
Во-первых, я не попала к тому педагогу, к которому писала заявление, если бы я знала заранее ( а никто не знал и не предвидел, что у него случится инфаркт), то пошла бы к тому педагогу, который очень хотел меня взять, после того, как я сходила на обязательное прослушивание.
Самым обидным было то, что я хотела именно комбинацию: профессор - ассистентка, потому что с ассистенткой занималась перед вступительными экзаменами.
Профессор заболел, ассистентка с кем-то поругалась и ушла из Консерватории восвояси.
Я попала в класс доцента Вовика. Он был мил и вежлив, выглядел благообразно и не мог вообще ничего объяснить.
Он пытался , конечно...
Но выходило настолько туманно, что я выходила с урока с головою, как арбуз, и абсолютно дезориентированная.
Быстро выяснилось, что заниматься самостоятельно я ещё не умею.
Особенно техникой. Тем более, что я бегала по халтурам.
Технический зачёт, правда, мы завалили все трое ( нас было у Вовика трое девиц с моего курса).
Наполучали по башке ( все трое), что вот, вступительную программу играли хорошо, а два этюда выучить не могут, стыд-позор на историческое заведение, кого набрали, будете пересдавать.
Через месяц пересдали -благополучно.
Зимний экзамен тоже как-то осилили ( помню урок у Вовика с сонатой Баха). Он сидел в кресле и делал пассы руками: "понимаешь, там дамы такие, в кринолинах, танцуют" - и это у вопросу о фразировке и артикуляции.
Мне было абсолютно непонятно, что от меня хотят. Непонятно, как играть. И самой мне то, что я делала, не нравилось.
Я играла часто, на зачётах, экзаменах и классных вечерах. Но это не помогало. Я волновалась и играла хуже, чем была готова.