Продолжаю близкое знакомство с русской оперой, на примере творения Мусоргского "Борис Годунов".
Занимает меня ещё и следующий вопрос: связано ли происхождение фамилии композитора со словом "мусор"?
Мусоргского в частности, и "Бориса Годунова" в особенности, я раньше очень любила. Но играла только "Ночь на Лысой Горе".
И даже видела Лысую Гору. В детстве.
В предшкольное лето мы с бабушкой отдыхали в Доме Отдыха в Рязани.
Рядом с его территорией протекала речка, ничего особенного, но купаться можно, и берег крутой.
И на этом крутом берегу была прогалина. Несколько метров песка. Ни травинки, ни деревца, ни кустика.
Бабушка мне и говорит: "вот, посмотри, Лысая Гора, здесь ведьмы собираются на Ивана Купалу". Бабушка моя читала Гоголя, явно...
Я запомнила, конечно...
А ещё нас от дома отдыха на экскурсии водили. Но я помню только краеведческий музей, и в нём витрину с изображением пожара Рязани при взятии татарами. К зале выключали освещение, в витрине зажигался неровный свет, играла мрачная музыка, и торжественный голос зачитывал соответствующий текст.
Судя по всему, после взятия татарами, в Рязани ничего захватывающего больше не проходило.
Так как я - лицо частично татарского происхождения, да у тому же и наполучавшее по ушам в детстве за инородство ( именно так меня и дразнили - "татаро-монголкой"), то чувства я испытала смешанные. Жалко было всех.
А с другой стороны, когда позднее появились теории о том, что ига, как такового не было, или, по-крайней мере, не было в такой жёсткой форме, то я всё равно вспоминала рязанский краеведческий музей. Оклеветали татар...
После репетиций "Бориса Годунова" меня стали терзать смутные сомнения ( всем понятно , что без фильма "Иван Васильевич меняет профессию" ну просто никуда).
К этому надо добавить, что наш худрук репетирует маленькими отрывками, и поэтому целостное впечатление об опере можно получить только на прогоне.
Или слушая запись.
Так же, пару месяцев назад, я измучилась с "Катей Кабановой" Яначека (
http://imb-irj.livejournal.com/290316.html) , а потом полюбила эту музыку, после нескольких спектаклей.
В "Борисе" всё странно, во-первых очень небольшой разброс в темпах ( мало быстрого), во-вторых много разрозненной тематики ( играешь несколько тактов - ждёшь, опять играешь, но не законченные фразы и темы, а что-то кусочечное).
Почему-то появились у меня странные желания после этих репетиций: во-первых, очень хочется пересмотреть "Иван Васильевич меняет профессию", а во-вторых пару серий из английского сериала "Дживс и Вустер".
И фраза "Бориску на царство?!?!?" звучит в ушах безостановочно.
И певица, исполняющая роль Марины Мнишек в причёске и костюме очень похожа ( впрочем, сравните сами).
Вот она - Марина Мнишек:
А эту девицу узнали?
Да, это грозная Гонория Глоссоп из сериала "Дживс и Вустер"( Гонория справа, а Вустер ( Хью Лори) слева, и на лице у него написаны противоречивые чувства, но только счастья и радости среди них нет).
Поёт исполнительница роли Марины так же, как и выглядит - грозно.
На прогоне мы поставили "Бориску" на счётчик, точнее, на таймер.
Насчитали три часа шесть минут музыки ( антракты не засчитываются). Не дотянули девять минут до "двойника". Расстроились.
А ещё у нас оказалась "вырезана" сцена у Собора, да, та самая, с Юродивым - "отняли копеечку".
Хотя там и без этого достаточно, чего поиграть.
У альтов целых две сцены "В келье у Пимена" и "Смерть Бориса", где играем мы одиноко разнообразные шестнадцатые.
Первые скрипки ( у которых в этот момент ничего нет) язвительно улыбаются и говорят что-то про "альтовые трели".
В пятницу премьера. Вот и посмотрим, как оно пойдёт...
И тенора опять раздели, кстати - до пояса, причём намазали чёрной краской и облепили листочками золота. Приходите смотреть!
А моя колумбийская коллега сказала, что он поёт с интонациями "мариаччи" ( это мексиканцы такие в сомбреро).
Представляю, как ей смешно.