Уже несколько дней ждёт своего часа мой свободный перевод описания походного алтаря фельдкурата Отто Каца португальских ширм-экранов с изображением прибытия португальских мореплавателей в Японию в 1543 году.
Я прилипла носом к стеклянной витрине и надолго "зависла" в этом зале Музея Старинного Искусства в Лиссабоне (начало здесь:
http://imb-irj.livejournal.com/304572.html).
К счастью в зале наличествовали листки-описания экспонатов на немецком языке, мой свободный и спонтанный перевод которого в духе путешествеников ( переводила и писала исключительно в пути - в поезде и самолёте) и составил основу этого поста (выделен курсивом).
Достижение португальскими кораблями берегов Японии означало не только встречу двух народов, но и знакомство двух цивилизаций между собой.
С этой встречи начался торговый и культурный обмен, детали которого изображены на обеих ширмах-экранах.
Складные ширмы-экраны такого рода использовались для разделения пространства в комнатах и обычно изготавливались попарно. Они состояли из варьируемого количества отдельных складных деревянных рам, на которые натягивалась бумага и поверх неё дополнительная лакированная рамка.
На созданной таким образом поверхности художники, используя яркие сверкающие краски, изображали цепочку сцен и событий, которые располагались на обеих экранах.
Популярным и предпочтительным в то время сюжетом у нового правящего класса Японии, который сформировался во времена растущей политической стабильности страны, были повседневные и бытовые сюжеты изображённые на золотом фоне.
По их образцу и были заказаны португальскими мореплавателями художникам ширмы.
На них увековечено прибытие чёрного корабля "намбан джин" ("варваров с Юга", как именовали португальцев) в пристань города Нагасаки.
Первая пара ширм, на которой стоим штемпель "Кано Найдзен» слева направо изображает подготовку к отплытию корабля из гавани. Исходя из архитектуры и присутствия слонов на изображении, художник изобразил пристань в Гоа.
На левой ширме изображено прибытие в Нагасаки и разгрузка ценных, точно и детально изображённых товаров. Можно узнать китайский шёлк, экзотических животных и другие товары, которые португальские морепроходцы привёзли из различных стран Востока.
Они разгружаются с судна под командованием капитана корабля а справа возле церкви их ожидают представители различных религиозных миссий.
На второй паре ширм, которую приписывают художнику Кано Доми изображён тот же сюжет, но в иной последовательности : на левом полотне сделки заключаются прямо на корабле с убранными парусами.
А в это время на суше, под надзором происходит разгрузка товара.
На переднем плане видны тюки ценного китайского шёлка.
На левом полотне процессия под предводительством капитана направляется к дому миссии иезуитов, сопровождаемая группой мужчин.
Процессия включает в себя также персидского коня, китайский стул, экзотических животных, и глазированные глиняные сосуды для перевозки специй.
Точное изображение участников процессии, корабля, и его ценного груза, активное присутствие монахов-иезуитов на картине, превышают в своём значении художественность изображения, и являются уникальным документальным свидетельством португальско-японских отношений.