Вот и состоялся наш с учениками "ансамблевый эксперимент".
Я им не рассказывала, но мы, в-общем, камикадзе...
Выступать после одного урока с песенками ( голоса отдельно), и чуть больше часа общей репетиции?
Но я схитрила, потому что у нас туго со струнными ансамблями, да и мне попробовать хотелось, смогу ли я справиться с оравой детей со скрипками...
И возможность оказалась подходящая...
Как это называется в современном языке? "Лайт-версия"?
Поэтому программу я заранее на давала, а решила посмотреть, кто запишется.
Необходимыми условиями было владение скрипкой в первой позиции, умение читать ноты, и готовность самостоятельно приготовить свою партию дома.
В официальный срок ( до 1 сентября), записались пятеро - все мои.
Возраст - с 7 до 11, стаж игры от полугода у меня ( испанская девочка), до двух. Один мальчик, который играет уже 4 года, с вибрацией, в позициях и.т.д. был записан мною принудительно, для стабилизаций общего уровня.
Потом пришлось прибавить Джи.
Я уже рассказывала про Джи?
Дело было так: стоило мне уехать из Германии, как на мой мобильный, посыпался град звонков ( это всегда так), в том числе позвонила директриса, и спросила, могу ли я послушать мальчика, который очень горит играть на скрипке ( они её там в бюро,видимо, совсем обложили).
Мне стало любопытно посмотреть на это чудо природы и я согласилась. И во он пришёл. Шуструю, вертлявую и болтливую маму пришлось сразу же оставить за дверями класса. Мальчик тоже всё время что-то рассказывал, но мы быстро разобрались. Размер скрипки подобрали ( я притащила школьную), руки поставили ( сразу обе) и попробовали поиграть песенки.
Джи из простой семьи, и это сразу слышно по его рейнскому диалекту. За словом в карман не лезет, говорит детским басом и вообще такой "правильный пацан", и крут до невозможности. Урока ( их было пока только пять), ждёт с нетерпением. Один раз я опоздала на урок на три минуты. Забегаю в школу, а там с диванчика навстречу мне поднимается Джи со скрипкой наперевес и грозно возвещает: "давно пора!"
Влетело ему от меня за такие штучки.
Зато он на каждый приходит с одной-двумя мелодиями, подобранными по слуху.
"Happy Birthday" подобрал, канон "Братец Якуб", и даже на "Маленькую ночную серенаду" Моцарта покусился. Поэтому я его тоже включила в ансамбль, предварительно найдя пьесы с одним голосом из трёх нот, или вообще из открытых струн.
Голоса мы сначала поучили отдельно с каждым на уроке партии, и я подыгрывала на альте другие голоса, чтобы они привыкали.
Накануне я отправила всем родителям напоминалку следующего содержания: "Дорогие ученики и родители! Расписание нашего проекта: мы встречаемся в 16.30 в школе. При себе иметь ноты. Произведения должны быть выучены дома. Репетиция начнётся в 16.30 и в середине репетиции будет сделана пауза. Дайте детям с собой что-нибудь попить. А в 18.00 мы приглашаем вас на маленький концерт из выученных произведений. Ваша И. "
И вот они пришли: кто с кем и в какой песне вместе играет, было известно заранее. Мы поставили три пульта, по числу голосов, и по два стульчика к каждому.
Схема работы была такая: сначала я сделала по паре упражнений на разыгрывание с каждым отдельно, а затем каждая пара вставала и исполняла свой голос отдельно, а потом соединялись два голоса, а затем и все три. Это с счётом вслух с моей стороны.
А потом мы пару раз играли песенку уже без счёта, и смотрели, что же из этого выйдет.
Потом делали перерыв и брались за следующую.
Испанская девочка попала "в пару" к Джи ... и сразу начала его воспитывать, чтобы он спокойно сидел и не пытался разговаривать, пока другие играют. Сказался опыт старшей сестры ( у неё четверо младших сестёр и братьев). И Джи вдруг ... замолчал.
Так мы отрепетировали, дети в перерыве поели и попили, и мы стали устраивать генеральную репетицию.
И Шарлотка встряла, конечно со своей осведомленностью: "а в начале мы все будем кланяться!!"
Также мы договорились, что всё-таки подыграю мелодию, и как ориентироваться, если вдруг потеряешься в тексте.
А потом мы торжественно перешли в другой ( большой класс) и устроили родителям ( явились все) маленький концерт. Родители аплодировали и снимали на телефоны.
Дети сказали, что хотят ещё раз что-нибудь сыграть вместе. Я предложила выступить на концерте перед Рождеством.
И вспомнила себя, как я в белых колготках в семь или восемь лет выступала с ансамблем скрипачей Гнесинской Десятилетки в зале Гнесинского Музыкального Института.
Но мы репетировали побольше, конечно...