Фотография из прошлого поста (
http://imb-irj.livejournal.com), на фоне органа, была сделана не в церкви, а в концерном зале Концертгебау в Амстердаме, перед концертом.
Билеты у нас были на ряды позади оркестра, что тоже бывает очень любопытно, потому что отлично видно, что же на самом деле показывает дирижёр. Напоминаю, что до середины 19 века дирижеры стояли в середине сцены лицом в середине оркестра к публике лицом. Кто из них первым настолько невежливо повернулся к публике спиной, вопрос спорный. Подозреваются Берлиоз, Вагнер и Мендельсон.
Причиной стали рост оркестровых составов и усложнение партитуры.
Мне удалось высвободить день и вырваться в Голландию повидать знакомую детства, дочку друзей моих родителей. Когда я видела её в последний раз ей было семнадцать, и у неё была первая любовь, а мне тринадцать или четырнадцать, и у меня ещё не было серьёзного романа, поэтому ей со мной было не очень интересно. Теперь же она живёт в Америке, много выступает, преподаёт, аккомпанирует, востребованный состоявшийся музыкант, в-общем.
Мы договорились идти с ней и её семейством вечером на концерт.
Накануне ночью мне пришло сообщение: "бери купальник".
А по приезде я тут же была посажена на велосипед, и мы отправились "велопробегом по бездорожью и разгильдяйству" через поля в соседний городок, сопровождаемые невозмутимыми взглядами коров, коз, и другой живности, пасшейся на прилегающихся к дороге лугах.
Как выяснилось, что если тебе навстречу не едет на бешеной скорости грузовик, очень даже можно мило разговаривать о жизни и о музыке с велосипеда.
В режиме троеборья мы пешком исходили весь городок, вернулись обратно на велосипедах, поплавали в озере, начинающемся непосредственно у границы сада, и всё время болтали, конечно.
На концерте в Концертгебау , куда я до сих пор попадала только на сцену, нас ожидала следующая программа:
http://www.concertgebouw.nl/en/concerten/stravinsky-s-the-rite-of-spring-and-mendelssohn-s-violin-concerto?path=archief%3Dja%2Fevent%3D56350Свенсен "Карнавал в Париже"
Мендельссон Концерт для скрипки с оркестром
"Весна Священная" Стравинского
Главные лица и исполнители:
Дирижёр - Эндрю Литтон ( имя знакомое, но живьём видела в первый раз).
Солистка - Алина Ибрагимова ( скрипка) , на которую мне везёт, я уже слышала её в Лондоне (
http://imb-irj.livejournal.com/248125.html ) , на барочной скрипке, и с интересом ожидала второй встречи, на сей раз уже в современном строе 443 Герц.
Оркестр - Филармонический оркестр г.Бергена ( Норвегия).
"Карнавал" Свенсена оказался музыкой приятной, но довольно бледной. К тому же первые скрипки и вторые скрипки несколько расходились, и вообще вертикаль страдала, деревянные духовые "убегали" вперёд, скрипки "болтались" сзади и "расплывались" между собой.
Зато сзади мне открывался отличный обзор на ударников... Пока вся струнная и большая часть духовников упорно трудилась, они смирненько сидели. Не всё время: за всю увертюру было издано два удара на большом барабане, и четыре в тарелки. Я честно посчитала, чтобы отвлечься от "шатающейся" вертикали.
Дальше пошло по нарастающей: Алина Ибрагимова очень здорово и на одном дыхании сыграла Мендельсона. Поначалу пробовала играть свободно, но оркестр её не очень поддерживал, и большой свободы не давал. Тогда она стала играть более академично, но всё равно красиво, с большим темпераментом и очень естественной и выпуклой фразировкой. А второй части строй у деревянных духовых начал подниматься наверх, и стало казаться, что солистка несколько занижает. В третьей части при бриллиантовой технике и довольно быстром темпе темперамент взял верх, и она почти "загнала" пару пассажей наверх. Видела я её при этом, не со спины, как с балкона на концерте в Лондоне, а смотрела ей почти в лицо.
Так как она входила и уходила на сцену мимо наших мест, я видела её выражение лица, и мне показалось, что она не совсем довольна. Играть бис она не стала.
Я слышала Алину Ибрагимову на барочной скрипке, и теперь на современной, с очень "заигранным" концертом Мендельссона. Мне понравились в ней естественность игры и фразировки, богатая звуковая палитра, и масштабность мышления. Надо будет найти в интернете и послушать её с какой-нибудь сонатой.
В перерыве выяснилась две интересные вещи : я чувствовала себя, как в лесу, потому средний рост публики был гораздо выше меня ( а ведь немцы тоже народ роста немаленького), и, напитки в Концертгебау входят в цену билета ( с тех пор как я там играла уже прошло пять лет, но для музыкантов за сценой всё было платное, насколько я помню).
После паузы началась "Весна", и тут я простила дирижёру и оркестру всё, что они "напортачили" в первом отделении. Это произведение я хорошо знаю изнутри, несколько раз играла, и даже записывала, причём меньше года назад. Моя знакомая с детьми следили за происходящим по специально принесённой с собой партитуре ( несколько раз терялись).
Я тоже краем взгляда посматривала, но больше просто слушала и получала удовольствие.
Играли здорово! Единственное, у фагота уже в самом конце первого соло кажется собралась вода в клапане, и он явственно "киксанул" ( соло смертельное - сложное и открытое).
На Стравинском концертмейстера поменялись местами и скрипки стали звучать более едино.
И акустика в зале чудесная, что и говорить.
Дирижёр понравился в Стравинском, у него очень чёткий жест и мощная энергия, несмотря на несколько болезненный вид.
Что касается оркестра, то мне очень понравились медные духовые, меньше всего деревянные, а струнники больше во втором отделении, чем в первом.
Публика аплодировала стоя, и была награждена двумя бисами: "Смертью Озе" из сюиты Э. Грига "Пер Гюнт" и второй частью из "Скифской сюиты" Прокофьева.
Итоги дня : двести пятьдесят километров на поезде, двадцать четыре километра на велосипеде, километр по воде и интересный концерт в два отделения в Концертгебау Амстердам.
И теперь я знаю, какую книгу я буду читать следующей: меня ожидают "Хроники моей жизни" Игоря Стравинского.