19 Положений Карла Роджерса

Dec 20, 2018 12:25


Имею что по ним высказать в комментариях. Вообще говоря, личностно-центрированную терапию - специалисты в массе держат за что-то базовое, до максимума примитивное и поэтому подходящее для начинающих и неопытных консультантов.

Это верно, как нередко бывает - с точностью до наоборот. Если провести аналогию - то ЛЦТ это не набор каких-то простеньких этюдов или «три аккорда» (нуачо - 3 ядерных условия, и вперёд), а система, напоминающая джаз. В его крайней форме - фри-джаз.

В том смысле, что для качественного исполнения такой музыки - необходимо одно из двух. Или иметь необычайный «натуральный» (рано развитый и неотрефлексированный) талант в виде слуха, ритма и так далее - или же иметь основательную теоретическую и практическую подготовку в музыкальном плане перед этим. Иначе, с большой вероятностью - выйдет несуразная каша вместо чудес импровизации.

При изучении первоисточников (на которые, опять же по народному обычаю, все класть желали) - это становится очевидным. Карл Роджерс лично, как можно понимать - был именно из «маэстро» и замечательно представляли, что делать и как во время сеанса. Хотя и не всегда в доступной форме это высказывал.

В практических руководствах по ЛЦТ поздних авторов - эта глубина практически незаметна. Попробую слегка осветить, в чём же она, на материале указанных 19 положений (как они описаны Роджерсом в книге по, тогда ещё, клиент-центрированной терапии).



1.  Все личности (организмы) существуют в динамичном, постоянно меняющемся мире переживаний (феноменальное поле), и каждый организм представляет собой центр своего поля.

Да, это Роджерс - не Перлз и даже не Левин. Влияние гештальтпсихологии и теории поля К. Левина, тем не менее, на представления Роджерса весьма заметно - здесь и далее.

2. Организм реагирует на поле, как оно им воспринимается и переживается. Это воспринимаемое поле явлений - и есть «реальность» личности.

3. Организм реагирует на феноменальное поле как организованное целое.

Кажется, что Роджерс цитирует того же Левина «без купюр».

4. Порция тотального воспринимаемого поля постепенно становится дифференцированой в качестве себя («Я»).

С данный положением - согласятся и бихевиористы. Точнее, уже согласились, но это отдельная тема. Хотя что там, об этом указал ещё Зигмунд Фрейд - перевели в виде «Эго формируется из Ид», но в оригинале речь о том же.

5. В результате взаимодействия со средой, в частности в результате оценочного взаимодействия с другими личностями, формируется структура Я - организованная, подвижная, но связная концептуальная схема восприятий (убеждений) о характеристиках и отношения «Я» или «моё», вместе с привязанными к этим концепциям ценностями.

Иначе сказать, в результате жизненного опыта нами приобретается собственно личность, или уже - характер: система способов построения отношений с собой, другими и миром вокруг вообще (В.Н. Мясищев).

Центральную часть этой системы, как и отметил Роджерс - составляет наша Я-концепция, структура верований и представлений о себе («кто я», «зачем я» и т.п.). Прибавим к органическим свойствам (темперамент) и характеру самосознание и самоуправление (волю) - и получим личность в полном смысле.

6. Организм имеет одну базовую тенденцию и стремление - актуализировать, поддерживать и усиливать переживающий организм (себя).

Знаменитое и центральное для гуманистической традиции понятие - самоактуализация и тенденция к ней. Роджерс, как видим, считал её базисной и подразумеваемой в любых иных мотивах личности.

7. Наилучший наблюдательный пункт для понимания поведения - находится внутри собственной системы координат личности.

Это аллюзия к ядерному терапевтическому условию - эмпатии, способности воспринимать и анализировать переживания других. С современных позиций, речь скорее о том, что эмпатия - это ядерный терапевтический навык, инструмент работы, но не характеристика отношений самих по себе. Это не влияет на правдивость положения выше, просто ради ясности.

8. Поведение, в основе своей - целенаправленные попытки организма удовлетворить переживаемые потребности в воспринимаемом поле.

Всё верно - примерно в то же время Уильям Т. Пауэрс «сместил акценты» в том же плане, указав, что поведение - это контроль восприятия (в т.ч. воспринимаемого статуса удовлетворения потребностей). Нежели «меняя своё восприятие, мы изменим поведение».

9. Эмоции сопровождают, и в целом способствуют такому целенаправленному поведению; тип эмоции связан с воспринимаемой значимостью поведения для сохранения и усиления организма.

Как бы оно всё так, но довольно сумрачно. Точнее говоря, дело в том, что эмоции - ведущими функциями имеют сигнализацию, ориентацию и мобилизацию организма в отношении реализации его мотивов в текущей ситуации.

10. Ценности, привязанные к переживаниям, и ценности в составе структуры себя, в некоторых случаях, переживаются непосредственно организмом. И в иных случаях - это присвоенные, заимствованные у других ценности, но воспринимаемые в искажённой манере, словно бы они испытывались непосредственно.

Здесь речь идёт о довольно важной вещи, в некотором смысле базисной для любой психотерапии. Роджерс, уточняя этот момент, ввёл термины «условия достоинства» (conditions of worth) и также «локус оценивания» (locus of evaluation), по аналогии с локусом контроля.

В его цитате (оттуда же): «Из большинства утверждений, выражающих или подразумевающих оценочные суждения, место происхождения этой оценки может быть вполне быстро понято».

Проще сказать - если локус оценивания внутренний, то личность доверяет себе в отношении оценок чего-либо (в том числе - и самооценок). Наоборот, соответственно - речь идёт о зависимой от чьих-то внешних условий самооценке.

И в частности, если идёт речь о самопринятии и чувстве самоуважения - любые условия, которые личность выдвигает себе для этого, представляют источник патологии.

В психоаналитической традиции это относят к патологии Сверх-Я. Конкретнее - это выразила Карен Хорни в терминах «тирании долженствования», что в своё время подхватил Альберт Эллис и вывел иррациональные императивы (не только к себе, но и к окружающим и чему угодно) в качестве центрального звена эмоционального расстройства.

И, наконец - в наиболее примитивной форме это дошло до транзактного анализа в виде понятия «драйверов», при неисполнении которых субъект чувствует себя «не ОК». Примитив в том, что зрелая терапевтическая задача - безусловное принятие себя и в том случае, когда ты даже «не ОК» и это правда.

11. Переживания, происходящие в жизни личности, или: А) Символизируются, воспринимаются и организуются в некотором отношении к себе; Б) Игнорируются, потому как не имеют воспринимаемого отношения к структуре Я; В) Отрицаются или символизируются искажённо, так как опыт не согласуется со структурой Я.

Это тоже стоит объяснить подробнее. Любые события - либо имеют к нам отношение, либо нет, нас не касаются. Соответственно, то, что воспринимается как не имеющее значения для нас - без проблем игнорируется.

Однако, определённые переживания - которые всё же к нам относятся, могут вступать в конфликт с концепцией себя. То есть, создают потенциал к когнитивному диссонансу, что довольно дискомфортный опыт сам по себе. И в целях предотвращения этого разлада - используются стратегии избегания осознания и восприятия переживаний в их полноте.

Роджерс свёл все защитные механизмы к отрицанию или искажению действительности, что правомерно, однако многие нюансы остаются за бортом (т.е. в психоаналитической литературе).

12. Большинство способов поведения, используемых организмом - это те стратегии, которые согласуются с концепцией себя, не конфликтуют с ней.

Тоже крайне важное замечание Роджерса. Чтобы прочно включиться в поведенческий репертуар личности - тот или иной образ действий должен быть совместим с общим представлением личности о себе. «Я такой человек, что могу себя позволить» и далее. Основой этому эффекту - то же избегание диссонанса и конфликта.

13. В некоторых случаях, поведение может быть вызвано органическими переживаниями и потребностями, которые не были символизированы. Такое поведение может быть несогласованно со структурой себя, но в этих же случаях - поведение не признаётся личностью как «своё».

Этот феномен принято называть диссоциацией. Поведение, которое происходит, но всё же не может быть согласовано с устойчивым образом себя - субъективно определяется как «Оно» (das Es - позднее «Ид»), т.е. «не-Я» и «не моё»; ответственность за него не может быть признана, пока оно в целом не осознано и не отрефлексировано как собственная деятельность организма.

14. Психологическая приспособленность существует, когда концепция себя такова, что все чувственные (сенсорные и висцеральные) переживания организма включаются, или могут быть включены, на символическом уровне в непротиворечивые отношения с концепцией себя.

Роджерс говорит о том, что психологическая адаптация - это гибкость и пластичность когнитивных схем, в первую очередь «само-схемы», по Жану Пиаже. Близко к этой идее - уже упомянутое безусловное принятие и открытость опыту (переживаниям).

В психодинамических терминах - можно говорить о том, что «Эго» имеет постоянную возможность к интеграции активности «Ид». Собственно, «где было оно - там Я должно стать», по Фрейду.

15. Психологическая неприспособленность существует, когда организм отрицает осознание значимых чувственных переживаний, которые вслед за этим не символизируются и не организуются в гештальт структуры себя. Когда такое положение имеет место, также наблюдается базовое или потенциальное психологическое напряжение.

И это тоже замечательное наблюдение и значимый клинический факт. Бессознательный конфликт - порождает, бессознательную же, тревогу и напряжение. Однако последовательность, в современных моделях, несколько иная - психологические защиты (отрицание и искажение) следуют немедленно, но уже после того, как тревога возникла, ради её устранения (см. далее).

16. Любое переживание, которое несовместимо с организацией структуры себя, может восприниматься как угроза, и чем больше подобных воспринимаемых угроз, тем более ригидно организуется структура себя для самосохранения.

Совершенно так - Роджерс описывает формирование невротической патологии характера, в которой ригидность (жёсткость, косность и инертность) предохранительных механизмов против тревоги (и угрожающих переживаний) выступает ключевым свойством.

С другой стороны - примитивная фрагментированная структура так называемой пограничной, или хрупкой патологии характера, в работах Роджерса не была отражена.

17. В определённых условиях, которые прежде всего подразумевают полное отсутствие угрозы структуре себя - переживания, несовместимые с ней, могут быть восприняты, осознаны и изучены, и структура себя пересмотрена и реорганизована, чтобы ассимилировать и интегрировать подобные переживания.

Это краткое описание терапевтического механизма в личностно-центрированной терапии. Роджерс утверждал, что наличие ядерных условий (психологическая близость, эмпатия, конгруэнтность, безусловное позитивное отношение) - позволяет создать именно такой климат, в котором угрозы устойчивой Я-структуре не воспринимаются.

Всё же до сих пор не совсем понятно, как именно это должно происходить. И также большой фактический материал поведенческой и динамической терапии свидетельствует о том, что сперва необходима конфронтация воспринимаемой угрозы (экспозиция или иначе), и лишь затем возможно изменение концепции себя и всего прочего.

Возможно, корректнее будет говорить о том, что необходимо прежде всего нивелировать те самые «условия ценности», которые препятствуют осознанию конфликтных переживаний; т.к. угроза выступает не структуре себя как таковой, а воспринимаемому её достоинству, приемлемости.

18. Когда личность воспринимает и принимает в единую последовательную и целостную систему все свои сенсорные и висцеральные переживания - тогда она с необходимостью становится более лояльной и понимающей в отношении себя и других, и с большей готовностью принимает других как отдельных личностей.

Вероятно, вмешались искажения при переводе, но звучит как тавтология. Проще говоря, безусловно принимая себя со своими ранее конфликтными переживаниями - личность также может безусловно принимать себя и далее, а также других.

19. Когда личность воспринимает и принимает в свою концептуальную структуру себя больше органических переживаний - она обнаруживает, что её настоящая система ценностей - основанная более всего на интроекциях, которые были искажённо символизированы - заменяется на продолжительный процесс организмического оценивания.

Это, возможно, основное - стабильное перемещение локуса оценивания (и, с неизбежностью, хотя Роджерс не указывает - локуса контроля также) в центр структуры себя, и отказ от патологических долженствований, ранее представлявших условия достоинства.

психология, психотерапия

Previous post Next post
Up