Эмансипация ассоциируется в массах с феминистким движением женщин за свои права. Такое значение, впрочем, этот термин получил достаточно поздно, в районе 1850-х годов.
Несколько ранее, его использовали для обозначения процесса религиозных реформ (см. католическая эмансипация в Британии) и, разумеется, освобождения рабов.
Происхождение, несмотря на вроде бы очевидно латинские корни - не такое прямое. В Риме для процедуры освобождения кого-то из рабства использовали термин «manumittere». Под «emancipare» - имелось в виду легальное освобождение сына или жены от подчинения отцовскому семейству, отказ от законной власти над каким-либо членом семьи, короче говоря.
Но как бы то ни было - сейчас под эмансипацией понимают то, что понимают: освобождение от той или иной формы угнетения или подчинения кому/чему-либо. И, естественно, не просто «минус», но и «плюс»: приобретение прав свободного человека, а не только лишь утрата статуса зависимого субъекта.
Рассказываю об этом, ведь психологическая техника, которую собираюсь описать - направлена именно на освобождение, избавление от эмоциональной зависимости; и, что немаловажно, возвращение внутреннего локуса контроля (это всё об одном).
Прототип этой техники - возник у меня ещё в конце средней школы; период, что называют «переходным возрастом». Тогда, само собой, о локусе контроля, границах и прочем я ничего не знал и не думал, но уже простейший формат этого приёма - приносил заметные эмоциональные результаты, которые я тогда просто ощущал. Сейчас, в ретроспективе - могу и описать теоретически.
Итак, центральное звено техники - вербальная формула: «Я не твой раб». Так она мной использовалась изначально, и в сравнении с нынешним форматом (дополненным визуализацией и теорией), действовала скромно, но лучше, чем никак.
При понимании идеи локуса контроля - становится понятен принцип действия такого приёма: он всего лишь возвращает опору на себя, подчёркивая собственную независимость.
И ещё важен нарратив (история), связанный с понятием раба. Стоит представлять не тех рабов древнего мира, которые получались из пленных или уже рождались в рабской семье (будучи обречены, согласно «кастовой» системе, на рабскую судьбу) - а сугубо раба добровольного.
То есть ситуация эмоциональной зависимости от кого бы то ни было - в отношении ли получения опеки, руководства, возмещения ли каких-то обид и так далее - это рабство, в которое мы продаём себя сами. Как будто бы беспомощное, жалкое существо без собственного достоинства, готовое отдаться в эксплуатацию за кусочек хлебушка и коврик в углу. Приятная картина, с собой в главной роли?
Верно - это поганое ощущение, а точнее, эмоция стыда. В данном случае - совершенно здравая, так как человеку не пристало быть ничьим рабом, тем более по собственной воле.
Некоторые из испытавших (кроме меня) сообщают, что есть риск обесценивания, так как с разной силой тянет воспринимать объект зависимости («хозяина») как не самого достойного (умного, порядочного и т.п.) человека. Опасно считать, что будто бы «достойному хозяину» себя в рабство отдавать можно. Нет, никому нельзя, в этом вся суть.
Это первое, что необходимо ощутить в эмоциональной плане. Второе, после визуализации столь паскудной роли - представить пресловутые цепи, которые тебя приковывают к хозяйской фигуре. Можно ещё поводок, кому какая фантазия больше резонирует. Некоторым, правда, может и понравится - но за чей-то мазохизм я ответственности не несу.
Этот образ цепей, уходящих к кому и позволяющих держать тебя на привязи и управлять - репрезентация внешнего локуса контроля. А как вы думали - это оно и есть, добровольная зависимость, посадка себя на цепи чьей-то воли, кроме своей.
Дальнейшая картина - логически следует; цепи надо разорвать, а себя, если вообразили согнутым или даже на коленях - разогнуть и встать на ноги. В этот момент ключевая эмоция - гнев, злость; но, внимание, не на «хозяина» (он-то причём, ты сам прицепился), а сугубо на цепи, представляющие нездоровую привязанность, зависимость.
Да и всё, на данный момент - на этом техника заканчивается, так как лично у меня эффект (после всей цепочки описанных шагов) наступает мгновенно, то есть локус контроля оказывается внутри, требовательность и «должнанизмы» к целевому человеку ликвидируются, и возникает ясность и возможность дальше решать, как быть самому. Может потребоваться несколько заходов какое-то время, но тем не менее.
В принципе, это же можно проводить и с безличными сущностями, наверное. Но за эффект не ручаюсь, и могут потребоваться модификации. Как и в случае, когда не «мне должны», а наоборот; что требует индивидуальных разбирательств.
Структурно, вся техника исполняется в три шага - каждый включает в себя повторение вербальной формулы (единственной, здесь меня креатив немного подвёл), соответствующую визуализацию и испытание релевантной эмоции.
Фаза 1: Представляете себя в виде раба - зависимого, эмоционально (или иначе, но основной посыл на это) от другого по собственной воле. Со всеми необходимыми атрибутами по вкусу; цепи - обязательны. Переживается - стыд; произносится формула «Я не твой раб».
Фаза 2: Воображаемые цепи зависимости, переживание гнева (можно даже ярости) к ним. Вторично повторяется формула, и цепи рвутся.
Фаза 3: Мысленно встать, выпрямится, по желанию - пнуть подальше (за собственные границы) остатки цепей, испытать гордость, повторить формулу в третий раз и заняться тем, что нужно дальше, в качестве свободного и уважающего себя субъекта.
Определённые трудности может вызвать присутствие тех или иных конфликтных установок насчёт задействованных переживаний. Так, гордость за себя, во многих случаях, хотя чувство и позитивное, но может подавляться различными предрассудками (в частности у религиозных людей, сращиваясь с грехом гордыни).
То же относится и к гневу, независимо от его адаптивности; со стыдом проблем в этом плане меньше у массы населения, но он, к сожалению, «токсичный» (иррациональный и является продуктом психологических защит). Это всё можно решать в индивидуальном порядке.
И всё же, ведущая проблема, которая совершенно блокирует эффективность этой техники - вера в такую установку, что «рабство» оправдано, объект зависимости «действительно» позарез обязан, и без его вложений (опеки, одобрения, извинений и т.п.) счастья не видать.
Вкратце - базовая помеха это любые варианты идеи, что «быть рабом по своей воле не стыдно».
Оправдываться эта вера может, прежде всего, возражением к центральной идее техники: мол, это от меня не зависит, я действительно в подчинённом положении против своей воли и другого выхода, кроме как быть в зависимости, нет. В общем, привлечение тех историй выше - «меня пленили насильно» или «я таким сразу был».
Как правило, это неправда, но не всегда до этого человек может дойти, даже после обильных аргументов (тем более, если они ему не интересны). Не говоря о том, что за этим скрывается внешний локус контроля, который и необходимо исправить - но без подлинного, несгибаемого (по выражению Кастанеды) намерения к эмансипации это невозможно сделать.
Короче говоря, если человек не может в силу разных ложных оправданий испытать первичный стыд в отношении собственного рабского положения - то есть, образ роли раба не вызывает диссонанс с собственным Я-идеалом - всё прочее не сработает.
Но могу, до некоторой степени, гарантировать - у кого сработает один раз, те всё, что надо, поймут. На этом завершу.