Оригинал взят у
kazagrandy в
Из истории предтеч современных феминисток. Сто лет назад Великобритания изнемогала под напором суфражисток, добивавшихся равных прав с мужчинами.
Дамы действовали с поразительной самоотверженностью. Приковывали себя к решёткам Букингемского дворца, бросались под лошадей
на скачках и в промышленных количествах истребляли нужные вещи - к примеру, почтовые ящики или окна министерства внутренних дел.
Они даже планировали выкрасть чадо ненавистного Уинстона Черчилля.
Однако за экстремизм наказывали, а права всё-таки зажимали.
Самая известная из суфражисток, Эммелин Панкхёрст, жила исключительно по схеме: протест - тюрьма - голодовка.
И вот в очередной раз, когда Эммелин теряла в тюрьме килограммы, в голове её сестры по оружию, Мэри Ричардсон, созрела
свежая идея, как сделать, чтобы парламентские ребята уже не отвертелись.
10 марта 1914 года Мэри отправилась в Национальную галерею Лондона, прихватив с собой этюдник и кухонный тесак.
Целью своей она выбрала знаменитую "Венеру с зеркалом".
Чтобы заполучить это полотно Веласкеса, вся Англия собирала деньги.
Но в картинной галерее Мэри ждал сюрприз: двое охранников в плюшевых креслах, и как раз возле "Венеры". Мэри отнюдь не была хладнокровной
террористкой, она уже и так потрепала нервы, согласовывая акцию с товарками и закупая на последние шиллинги тесак.
Бродя среди картин с оружием в рукаве, бедная Мэри отчаянно завидовала обычным посетителям и многое бы отдала, чтобы стать одной из них.
"Чтобы успокоиться и контролировать свои чувства, - вспоминала позже она, - я вынула этюдник и пыталась рисовать.
И через некоторое время заметила, что смотреть на неё (Венеру), восхищаться её улыбкой, её миндальными глазами выше моих сил".
Но идейные женщины способны на всё, что и по русской истории известно.
"Святое дело" и воспоминание о госпоже Панкхёрст, томящейся в тюрьме, пересилили.
Когда один из охранников отправился по нужде, а второй зазевался, Мэри бросилась к картине и ударила по защитному стеклу.
Стекло рассыпалось, рванувшийся на помощь полицейский поскользнулся и грянулся об пол. Эти несколько мгновений решили всё - Мэри
удалось нанести обнажённой спине Венеры несколько рваных ран. То, чего она страстно желала - обратить на акцию прямого действия внимание
общества, - суфражистке ещё как удалось.
Покушениями на святыни не манкируют, их не прощают.
Тяжело раненную "Венеру" отправили на реставрацию, а Мэри - на шесть месяцев в тюрьму, таков был закон. А спустя четыре года случилось
то, за что бились суфражистки, -женщины Англии получили ограниченные избирательные права, а в 1928 году - полные.
И заслуга Мэри Ричардсон в этом, несомненно, есть.
Она покинула сей мир в 1961-м, на семьдесят втором году жизни, успев написать книгу "Автобиография сражающейся суфражистки, изрезавшей
знаменитую "Венеру с зеркалом" в Национальной галерее". Этим названием она подвела итог: быть бы ей рядовым бойцом суфражистского фронта,
если бы не уникальная картина.
"Эта картина пришла мне на ум случайно. Если я сумею повредить её, то это привлечёт внимание мировой общественности к нашим требованиям".
(Мэри Ричардсон).