Шейх Мухйиддин ибн аль-Араби - выдающийся ученый, суфий, его называют великим шейхом (шейхуль-акбар). Его книги очень известны,в них содержится много мудростей, которые не каждый может понять. Однако, как признают ученые, в его книги привнесеното, что порочит его убеждения, из-за чего некоторые люди стали обвинять его в заблуждении. Однако человек, беспристрастно изучающий его труды, придет к выводу, что слова, противоречащие убеждениям ахлю-с-Сунна валь-джамаа, не писал и не говорил сам шейх. Далее мы постараемся объяснить почему.
Одно из обвинений Ибн Араби заключается в том, что он якобы верил в «слияние и единение» (хулюль ва иттихад), т.е. единство Создателя с Его творениями, когда все -это Он, и Он - это все. Однако в его книгах есть достаточно высказываний, которые ясно дают понять, что он чист от подобного заблуждения.
Абдулькадыр Иса в книге «Хакаик`ани-т-тасаввуф» говоритоб этом:
وما كان للصوفية وهم المتحققون بالإِسلام والإِيمان والإِحسان أن ينزلقوا إِلى هذا الدرك من الضلال والكفر، وما ينبغي لمؤمن منصف أن يرميهم بهذا الكفر جزافاً دون تمحيص أو تثبت، ومن غير أن يفهم مرادهم، ويطلع على عقائدهم الحقة التي ذكروها صريحة واضحة في أُمهات كتبهم، كالفتوحات المكية
«Суфии, постигшие суть Ислама, веры и ихсана, не могли опуститься до такого уровня заблуждения и неверия. Искренний верующий не может необдуманно обвинять их в таком неверии, не поняв изначально их целей и не ознакомившись с их убеждениями, которые ясно выражены в их основополагающих книгах, таких как «Футухат аль-Маккийя» («Хакаикани-т-тасаввуф»,стр. 225)
О каких же убеждениях говорит АбдулькадырИса? Приведем некоторые из них.
Ибн Арабисказал:
من قال بالحلول فهو معلول، فإِن القول بالحلول مرض لا يزول، وما قال بالاتحاد إِلا أهل الإِلحاد، كما أن القائل بالحلول من أهل الجهل والفضول[الفتوحات المكية للشيخ الأكبر محي الدين بن عربي، كما في اليواقيت والجواهر ج1. ص80-81].
«Кто утверждает о слиянии (хулул), тот болен. Это утверждение является неизлечимой болезнью. А о единении (иттихад) утверждают только вероотступники, так же как те из невежд, кто говорит о слиянии» («Аль-Футухаталь-Маккийя», как и в «Аль-Явакит аль-джавахир», т. 1, стр. 80-81).
Подобных высказыванийшейха с порицанием этого убеждения в книге много. А противоположные этому утверждения о единстве и слиянии привнесены в книги шейха. Шейх не мог противоречить сам себе в одной и той же книге, тем более в таких важных вопросах. Поэтому мы должны искать поводы не для обвинения человека, а для его оправдания, наше мнение о нем должно быть хорошим, тем более, когда этому есть очевидные предпосылки. Если наша цель - опорочить человека, то мы не будем обращать внимание на правильные слова и примем во внимание лишь ошибки, а если наша цель - найти истину, то мы должны учесть все за и против. Если бы Ибн Араби на самом деле имел подобные убеждения, то он не порицал бы их в своей книге, а его последователи и те, кто его защищает, имели бы такие же убеждения. А на деле выходит, что все, кто защищает Ибн Араби, говорят, что это привнесено в его книги.
Имам аш-Ша`рани, который составил краткое переложение книги «Футухат аль-Маккийя», удалив из нее то, что противоречит убеждениям ахлю-с-Сунна валь-джамаа, пишет:
يقول الشعراني في اختصاره للفتوحات : وقد توقفت حال الاختصار في مواضع كثيرة منه لم يظهر لي موافقتها لما عليه أهل السنة والجماعة فحذفتها من هذا المختصر ، وربما سهوت فتتبعت ما في الكتاب كما وقع للبيضاوي مع الزمخشري ، ثم لم أزل كذلك أظن المواضع التي حذفت ثابتة عن الشيخ محي الدين حتى قدم علينا الأخ العالم الشريف شمس الدين أبو الطيب المدني المتوفى سنة 955 هـ فذاكرته في ذلك فأخرج إلي نسخة من الفتوحات التي قابلها على النسخة التي عليها خط الشيخ محي الدين نفسه بقونية ، فلم أر فيها شيئا مما توقفت فيه وحذفته ، فعلمت أن النسخ التي في مصر الآن كلها كتبت من النسخة التي دسوا فيها على الشيخ
«Работая над сокращением, я во многих местах колебался, не видя соответствия убеждениямахлю-с-Сунна валь-джамаа, и удалял это из книги. Иногда я сам исследовал то, что в книге, как делали аль-Байзави с аз-Замахшари. Я не переставал думать, что слова, удаленные мною, действительно принадлежат Мухйиддинуибн Араби, пока нас не посетил наш брат, почтенный ученыйШамсуддин Абу Таййиб аль-Мадани (ум.в955 г. х.).Я ему рассказал об этом. Он вытащил экземпляр книги «Аль-Футухат», который он сверял с книгойв котором имеется подчерк самого шейха Ибн Араби, и я не обнаружил там ничего из того, в чем я сомневался и удалял из (сокращенной) книги.Я узнал, что экземпляр, находящийся сейчас в Египте, полностью переписан скниги, в которой приписали шейху[то, чего он не говорил]». (Имам аш-Ша`рани. «Аль-Явакитваль-джавахир».Т. 1.Стр. 9).
Имам аль-Куртуби приводит в своем тафсире:
وعن النبي صلى الله عليه وسلم: " أن الله حرم من المسلم دمه وعرضه وأن يظن به ظن السوء"
От Пророка (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям) передано: «Поистине, Аллах сделал запретными кровь мусульманина, его честь и плохое мнениео нем» (Тафсираль-Куртуби,т. 16,стр. 332).
Аллах знает лучше!