После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена (3338 г. по еврейскому летоисчислению или 422 г. до н.э.) Йегудея (еврейское государство) потеряла независимость и стала частью Персидской державы. Несколько веков спустя, в 3448 г. (312 г. до н.э.), Александр Македонский, разбив персов, захватил Йегудею. Александр создал могущественную империю, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры - при условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру.
Империя Александра Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Птолемею, а Сирия - Селевку. Эрец Исраэль около ста лет принадлежала Египетскому царству, а в 3559 г. (200 г. до н.э.) перешла под власть сирийцев.
Так на арене истории появился новый феномен - эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон.
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох IV по прозвищу Епифан (Великолепный). Его предшественников не особенно занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон статус-кво. Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Йегудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы изымались и сжигались. Были запрещены обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Йегуда, по прозвищу Маккаби (что на иврите означает «молот»). Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Ашем!» - «Кто подобен Тебе, Всевышний!» Таков был боевой клич у повстанцев-маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем - оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
Интересно, что в изложении Талмуда сама победа малочисленной и плохо вооруженной партизанской армии Макавеев над многократно превосходившими силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа - кувшин с елеем, и на нем печать первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности. История чуда изобилует удивительными деталями, каждая из которых как бы кричит: «He пройди мимо истинного урока Хануки, доберись до ее истинной сути!» Когда народ порабощен другим народом, нет ничего естественнее желания сбросить ярмо и добиться национальной независимости. Но что дальше? Каким будет этот народ, какой будет его страна на следующий день после обретения долгожданной свободы? Нет общего ответа на этот вопрос. Пути нашего народа и народов мира часто не совпадают. Истинная свобода в нашем понимании - это возможность беспрепятственно вести освященный тысячелетиями еврейский образ жизни, идти дорогой Торы и заповедей.
Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным же моментом свободы была минута, когда коэны (священники) зажгли храмовый светильник-менору.
Как и все наши праздники, перипетии далеких событий Хануки повторяются и в наши дни. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом еврейства» в своей душе. И порой необходимы мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет еврейской веры. Мы верим, что Всевышний пошлет нам чудо и этот огонь будет гореть вечно с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!
Порядок зажигания свечей
Сколько огней зажигают в Хануку?
Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение - для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день - один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному».
Сегодня мы следуем школе Гилеля и в первый хану-кальный вечер зажигаем один огонек, во второй - два, и так далее, пока в восьмой вечер горят восемь огней. Для зажигания огней мы используем специальный светильник, «ханукию», в котором есть восемь чашечек или восемь гнезд для свечей. Те, кто стремятся выполнить заповедь особо великолепно, берут по «ханукие» для каждого члена семьи.
Время зажигания ханукальных свечей - начало ночи, сразу после молитвы «Маарив». Поэтому перед тем, как зажечь их, запрещено приниматься за какое-либо другое дело. Многие не дожидаются начала ночи, а зажигают ханукальные огоньки после захода солнца, едва наступают сумерки. Каждый из этих огней должен гореть не менее получаса. «Ханукию» ставят на такое место, где ее всякий может увидеть, потому что главный смысл заповеди - распространение знания о чуде, которое совершил нам Вс-вышний. Нельзя пользоваться светом ханукальных огней для какой-либо другой цели.
Есть обычай ставить «ханукию» у входа в дом: слева, напротив «мезузы», прикрепленной к правому косяку, - получается, что входящий в дом оказывается окружен заповедями. Лучший способ исполнения этой заповеди - зажигать светильник, заправленный оливковым маслом: ведь ханукальное чудо в Храме произошло именно с кувшинчиком оливкового масла. Однако вполне допустимо зажигать парафиновые или восковые свечи.
Ханукальные огоньки мы зажигаем от особого светильника или свечи, называемого «шамаш» («слуга»). Он нужен не только для того, чтобы не зажигать один огонек от другого, - но и для освещения: ведь светом ханукальных огней нельзя пользоваться для будничных целей.
В первую ночь зажигают крайний справа светильник и произносят три благословения:
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный огонь!»
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время!»
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, и поддержавший нас, и давший дожить нам до этого времени!»
В следующие семь вечеров произносят лишь первые два благословения. Однако если по какой-либо причине в первый день Хануки светильник не был зажжен, то когда это делают впервые, к двум первым благословениям добавляют и третье.
В остальные дни Хануки добавляют по одному огню, зажигая следующий по порядку светильник: второй справа, третий справа и т. д. Причем каждый вечер начинают зажигать ханукальные огни именно с него. То есть прибавление огоньков идет справа налево, в то время как каждый раз зажигают огни слева направо.
Во время зажигания ханукальных огней мы читаем: «Эти огни мы зажигаем в память о чудесах, о дивных делах» и т. д., а потом поем традиционный ханукальный гимн «Маоз цур» («Оплот и твердыня»). Гимн этот построен как акростих, в котором зашифровано имя его автора: Мордехай. Поэт этот жил в XIII в. Содержание гимна посвящено различным событиям, в которых проявилась любовь Вс-вышнего к Своему народу, - когда Он совершал чудеса, спасая нас от врагов, грозивших нам истреблением. (Любопытно отметить, что в общинах Германии не пели последнюю строфу этого гимна, в которой говорится о грядущем отмщении врагам еврейского народа. В этой строфе содержится просьба спасти нас от «рыжего» - то есть от Эйсава, служившего символом христианского мира. Немецкие ненавистники евреев могли усмотреть в этих словах намек на Фридриха Барбароссу, т. е. «Рыжего», который был организатором Третьего крестового похода и пролил немало еврейской крови. Упоминание этого «Рыжего» в таком контексте грозило немецким евреям большими неприятностями.) Заканчивается гимн «Маоз цур» молитвой о восстановлении Иерусалимского Храма и полном освобождении еврейского народа.
В пятницу ханукальные огни мы зажигаем перед субботними свечами. В этот день в светильники следует налить больше масла, чем обычно (или взять свечи большего размера) - чтобы огонь в «ханукие» горел по крайней мере еще полчаса после наступления ночи.
На исходе субботы порядок зажигания ханукальных огней в синагоге (там тоже зажигают «ханукию» ради прославления чуда) отличается от этого порядка в доме. В синагоге сначала зажигают ханукальные огни, потом совершают «Гавдалу», дома же сначала совершают «Гавдалу», а уж потом зажигают ханукальный светильник.
Если «ханукию» не зажгли в самом начале ночи, это можно сделать, произнеся полагающиеся благословения все время, пока люди в городе не легли спать, -потому что тогда они видят ханукальные огни и тем самым принимают участие в прославлении чуда. Если же зажигают «ханукию» позже - то делать это следует уже без благословений. Если обстоятельства не позволяют мужчине зажечь ханукальный светильник, его заменяет жена.
Нужно отметить, что распространен обычай, согласно которому женщины не выполняют никаких работ все время, пока горит ханукальный светильник.
Ханукальные обычаи
Помимо законов о том, как следует отмечать Хануку, сложилось немало обычаев, связанных с этим праздником. Распространен, например, обычай есть в дни Хануки пончики или оладьи, поджаренные на растительном масле. Этот обычай напоминает нам о том, что чудо Хануки произошло именно с кувшинчиком масла. Для того, чтобы и дети почувствовали особую атмосферу Хануки, принято дарить им в дни праздника «дмей Ханука» - деньги, которые они могут использовать по своему усмотрению. Принято также отпускать детей с занятий раньше обычного. В Хануку дети иг рают в особые игры. Самая знаменитая из них - игра в ханукальный волчок, свивон. Свивон делают в виде кубика, а на четырех его боках пишут буквы «нун», «гимель», «гей»» и «пей»: первые буквы слов нес гадоль гая по («чудо великое произошло здесь»). За пределами Страны Израиля вместо буквы «пей» пишут букву «шин», и таким образом буквы образуют аббревиатуру слов нес гадоль гая шам («чудо великое произошло там» - т. е. в Эрец-Исраэль).
В Хануку разрешается работать, однако принято отдыхать в эти дни, и очень многие используют время этого праздника для экскурсий по местам, связанным с событиями Хануки (например, в Модиин).