Еврейское отношение к жизни и смерти

Sep 17, 2009 14:44

Все, что написано ниже, написано не мной. Это компилят, некоторая обобщенная картина из толкований Торы различными еврейскими мыслителями. И это просто то, во что я верю, что помогает мне переживать утрату близких и дорогих людей.

Иудаизм - это религия жизни ("Торат Хаим"), и он рассматривает смерть как однозначное и несомненное зло. В иудаизме начисто отсутствует воспевание смерти или ожидание ее как якобы освобождения; человеку категорически запрещается приближать смерть. В то же время иудаизм ни в коем случае не считает смерть концом: душа человека вечна, она не появляется в момент рождения и не исчезает в момент смерти.<...>
Рождение не является началом, а смерть - концом жизни души. Согласно Кабале - мистическому учению иудаизма, до рождения человека душа его обитает в Верхних Мирах и воспринимает Божественный свет. Когда человек рождается, душа его опускается в наш мир, чтобы выполнять то, что поручает ей Всевышний. Затем, после смерти, душа снова возвращается в Верхние Миры, где опять наслаждается Божественным светом - в соответствии с тем, насколько хорошо она выполнила порученное ей.
Однако за время жизни в этом мире человек, кроме добрых поступков и служения Всевышнему, совершает обычно также много неправильного и плохого. Поэтому его душа не может сразу вернуться в Верхние Миры; она должна предварительно очиститься. Вообще говоря, душа после смерти в конце концов попадает в Мир Грядущий ("Сад Эденский", еврейский аналог понятия "рай"), но по пути туда душа должна искупить дурные поступки, совершенные ею в этом мире. Это очищение называется в еврейской мистике "квисат hа-нефеш" (букв. "стирка души"): подобно тому как загрязнившуюся одежду необходимо почистить и постирать, чтобы возвратить ей первоначальную чистоту и великолепие, так и душу следует очистить от ошибок и преступлений, в которых она повинна.
В процессе очищения душа испытывает страдания. Эти страдания являются, возможно, осознанием неправильности многого из того, что человек сделал в этой жизни. Процесс очищения, муки души после смерти традиционно уподобляются огню. Некоторые еврейские источники говорят, что это огонь стыда, который жжет душу, когда она видит все то плохое, что было совершено ею в нашем мире, и последствия, к которым это привело в Верхних Мирах. Эти муки совести так тяжелы потому, что, с одной стороны, отделившаяся от тела и свободная от ослеплявшего ее ранее дурного побуждения душа теперь видит все, что она сделала, ясно и объективно; с другой стороны, она уже бессильна что-либо изменить.
Как передает традиция, очищение души после смерти длится некоторое ограниченное время, не более года, и этот период - время траура для близких умершего. Очень важно знать, что живые могут облегчить душе умершего переход из нашего мира в Верхние Миры.
В Верхних Мирах, в которых душа человека находится до его рождения и после его смерти, она может наслаждаться Божественным светом или терзаться муками совести, однако она не может ничего там сделать. В Верхнем Мире душа беспомощна и не способна изменить свое состояние и положение. Наш же мир еврейская мистика называет "миром действия" ("олам асия"), потому что в нем, в отличие от Верхних Миров, душа действует - и может, в частности, исправлять совершенные ранее плохие или неправильные поступки. Но если душа умершего уже не может ничего сделать, то в ином положении находятся его близкие родственники, остающиеся в "мире действия". Так как души родственников связаны между собой, живые могут своими действиями облегчить страдания души умершего, ибо каждое действие, совершенное в этом мире, влияет не только на этот, но и на Верхние Миры.
Для каждой души тяжелы смерть и переход в Верхние Миры. Душа, которая могла в этом мире помогать окружающим и самой себе, теперь нуждается в помощи других душ. Отсюда обязанность близких родственников помочь душе умершего.

Я уверена, что дети и достойные молодые люди, которым пришлось уйти так рано, просто очень хорошо выполнили предназначение, данное им Всевышним, они справились раньше срока. И для их близких, которые пока остались на земле, важно оставаться достойными их памяти и их души.

задумчивое, жЫзненное, еврейское

Previous post Next post
Up