Атос, Портос и Компромисс!

Jan 09, 2012 09:35




Безнравственный ориентир

В подкорке каждого нормального человека зашито желание гордиться своей Родиной. Малой ли, большой ли, кулику это не так важно. И как бы не были сильны в обществе упадочные тренды имени разных вороватых поросят, людям всегда приятно найти что-то качественное, успешное, профессиональное и русское. И совсем неважно, будь то спортивные достижения, или же успехи в научной или культурной или любой другой сфере, или же просто ресторан, где вкусно кормят, не хамят, не обсчитывают и где просто всё сделано как надо. "Могём же!", говорят люди в таких ситуациях и улыбаются друг другу, словно это их личные достижения. На следующем Чемпионате Европы можем рассчитывать и на большее, говорят люди. Показали западу кузькуину мать, говорят люди. Обязательно придём сюда ещё раз, и друзьям порекомендуем, говорят люди.

Как-то так и получилось два года назад с кинофильмом "О чём говорят мужчины". На фоне безумного кинематографического мракобесия, поглотившего наш кинопром со времён распада союза, этот смешной, умный, качественный широкопрокатный фильм был сродни глотку свежего воздуха. Конечно же нет, никто не подумал, что вот сейчас-то резко лёд тронется, пелена безумия спадёт с глаз продюсеров, сценаристов и режиссёров, и нас буквально завалят хорошими фильмами. Нет, не было такого. Но я ходил на этот фильм в кино 4 или 5 раз, и после каждого сеанса по телу разбегалось это тёплое чувство "Могём". Нет, даже не так: "Могём ещё!". И нет-нет, да и стали люди чаще поглядывать на отечественные киноновинки уже не с раздражением, но с неким, пусть и тщательно скрываемым от посторонних глаз, интересом. А вдруг опять?

Наверное, именно поэтому, несмотря на то, что под новый год в этот раз ухнули новинками разом такие мастодонты как Ричи, Финчер и Скорсезе, лично я больше всего ждал второй части, продолжения, фильма "О чём ещё говорят мужчины". Боязно, конечно, было, что испортят, но очень уж хотелось новой порции гордости. И, знаете, получилось. Хотя и совсем не так, как все ждали. 




Гей-гей... а я может сценарий для всего этого написал. Дважды!

И вот это вот "не так как ждали" сыграло с ребятами из "Квартета И" злую шутку. "Могём" после второй части раздаётся уже не так часто и не так охотно, а кое-где фильм и вовсе, пардон, с говном мешают. Не готова оказалась страна, в канун Нового года смотреть серьёзное грустное кино. Хотя назвать "О чём ещё говорят мужчины" грустной лентой было бы неправильно. Грустным был первый фильм. А второй получился просто трагичным.

И остаётся открытым вопрос, специально ли Квартет И положили зрителям под ёлочку такой фильм, не то от желания "потроллить" народ, не то чтобы заставить людей, которые соберутся с первого января менять свою жизнь, задуматься лишний раз над этой самой жизнью, либо же это чисто маркетинговая такая уловка. А может им просто не понравилось, что очень многие люди над первым фильмом просто поржали, а подумать не удосужились, и поэтому так повысили градус горькой обывательской сатиры, чтобы людей торкнуло? Впрочем, если и так, то не торкнуло. Те, кто и на вторую часть шёл просто поржать на создателей тупо обиделись, так как поржать не получилось, а думать под новый год у нас не принято. Надо веселиться, сжигать желания в шампанском, пускать петарды и смотреть "Ёлки-2".

- Чё там мелкий понёс?
- Помидоры.
- А второй?
- Тоже помидоры?
- А зачем им столько помидоров?
- Может есть?
- Вряд ли...
- Слушай, а вот "помидоров", или "помидор"?
- Ой, а я не посмотрел...

А может ребят из Квартета всё больше крутит узлом злая штука под названием Кризис Среднего Возраста? Такая вещь, когда люди начинают сильно и помногу сомневаться в себе и своей жизни. Ведь, по-большому счёту, оба фильма именно об этом. О том, как взрослые,  в меру успешные дядьки собираются и рассуждают о том, что у них в жизни не получилось, или получилось не так. И то, что у них, как и у всех, многое получилось не так именно с женщинами, не делает эти фильмы фильмами про отношения полов. "Ну что ты из меня урода гламурного делаешь?!", восклицал в первом фильме Слава, помните? Вот-вот.



Сиквел, обыкновенный. Сверху автор.

Поэтому я искренни не понимаю людей, которым первый фильм пошёл на ура, а второй не пошёл вообще, потому что "неинтересно смотреть на моральных уродов". Во-первых, они и в первом фильме были моральными уродами. Во-вторых, почему неинтересно? Это же сермяжная правда жизни. Искусству положено отображать реальность. А реальность современного обывательского мира - моральные уроды. Поэтому люди, которые так отчаянно от фильма отмахиваются именно из этих соображений, то ли сильно палятся, то ли просто не умеют смотреть кино. Я вот не люблю американский футбол и мне  априори неинтересны фильмы про него, но если я случайно попадаю на качественное художественное произведение об американском футболе ("Человек, который изменил всё", "Слепая сторона"), я смотрю его с удовольствием. Почему людям неинтересно смотреть хороший художественный фильм про моральных уродов, даже если у них у самих нимб над головой сияет? Непонятно.

- Вот ты меня послал нахер, а я ведь твоя совесть...

Ладно, с этим, допустим, разобрались. Так почему же "О чём ещё говорят мужчины" хороший фильм? И почему он такой трагичный? Потому что он всё о том же, о мире вещей и о детях, которые выросли, но не повзрослели. Мы так живём, мы взрослеем, выучиваемся, идём на работу, покупаем машину, квартиру, дом, летаем отдыхать заграницу, женимся, заводим любовниц/любовников. Кому-то всё это удаётся чуть лучше, кому-то чуть хуже, но суть нашей жизни сводится к приобретению и потреблению благ и к повышению собственного статуса в обществе.. Кого-то такая жизнь всегда устраивает. А кто-то до победного конца сохраняет в себе живые сердце и ум. Частичку детской веры в мечту и будущее, которую не удовлетворить ни дорогими машинами, ни Таиландом два раза в год, ни интрижками с красивыми женщинами. И такие люди в какой-то момент начинают остро чувствовать, что что-то делают не так, что счастливы, если счастливы, как-то неправильно, не полностью. Только им уже поздно и страшно что-то менять, и вот это вот кортневское "а зачем?" встаёт перед ними в полный рост. И это дюже отравляет им жить.

-И вот это самое страшное. Мне хватает ума, чтобы это понять, но не хватает сил, чтобы это изменить.

И вот эта вот детскость видна во всём. Если друзья, то как мушкетёры, если оформление офиса, то пано с Клинтом Иствудом, фотографии Пачино и плакаты AC/DC на стенах, если форс-мажоры, то с лампочкой во рту, если "выпадает", то "прямо так и выпадает..". Если интересы, то правильные, настоящие:

- Ну а ей кажется, что твоя музыка ерунда.
- Это Пинк Флойд ерунда?
- Ну я стараюсь быть объективным...
- А не надо быть объективным! Пинк флойд ей ерунда... ДУРА!

И если диалоги, то всегда артистичные и с примесью фантазии, юмора, образности. Как в детстве, когда у каждого ребёнка в голове был свой собственный маленький театр, на сцене которого можно было поставить любую, даже самую фантастическую пьессу, и поверить в неё! Вот вы, когда с друзьями детства встречаетесь, у вас не так? Сочувствую.

Ну и конечно же женщины. С ними, правда, как в детстве не получается уже. Слишком уж всё сложно с ними. И именно потому что это сложно, и потому что отношения мужчин и женщин это как лакмусовая бумажка, через которую абсолютно всё можно показать и проявить, им отведено в обоих фильмах столько времени и места. Саша, Слава, Лёша и Камиль, герои фильмов, выросли на романах Дюма, советских фильмах и песнях Высоцкого. "Когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов, из пены уходящего потока, на сушу тихо выбралась любовь, и растворилась в воздухе до срока, а сроку было сорок сороков...". А когда они выросли, оказалось, что всё не так. И любовь не такая, и они не такие. И это ломает героев сильнее всего.



- Чего вылупился? У меня психологическая травма, ссу где хочу.

Что было самое светлое и обнадёживающее в первом фильме? Лёшина фраза "Я так не хочу!". Столько в ней было детского наивного и взрослого горького, так она впивалась в душу. Так никто не хочет, но почему-то большинство так поступают. И да, мужик с нимбом, ты тоже. Поэтому практически первое, что мы узнаём после начало второй части, это то, что у Лёши, который не хочет, между первым и вторым фильмом появилась любовница. И, казалось бы, вера в любовь в этом отдельно взятом фильме на этой сцене окончательно умирает. И становится грустно. Но любовную линию внезапно подхватывает Саша, пожалуй самый циничный герой первой части. И на секунду начинает казаться, что нет, есть надежда на лучшее, есть шанс! Но, посмотрите, как Квартет заканчивает его сюжетную линию. К нему возвращается женщина, которую он любит. И он знает, что он любит её. Десять лет любит и десять лет водит за нос. И когда понимает, как сильно она ему нужна, что он рад ей, как возможно никогда и ничему не был рад в жизни, он... ничего не делает. Просто принимает её, не признаётся в любви и не предлагает выйти за него замуж. Потому что ему не хватает мужества для этого. Да и тем более она же уже вернулась, что ещё надо?  А потом под пронзительную песню "Несчастного случая", нам показывают мужчину, одиноко бредущего с бутылкой шампанского сквозь пургу и город. Бьют куранты. От него только что сбежала женщина, сбежала к своему бывшему, который 10 лет не может на ней жениться. А он, быть может, женился бы. Он, быть может, любит её сильнее того второго. Он, быть может, лучше него. Но она ушла. В новогоднюю ночь. И нет в этом ничего справедливого и правильного, потому что этот мужчина не Фернан Мондего, не маркиз Эскренвиль и не полковник Бишоп. "Вот сделал ты одной женщине хорошо, а другой от этого плохо..." - фраза из первого фильма возвращается бумерангом и больно бьёт по голове. Только теперь всё совсем наоборот, и совсем невесело.

А кроме Сашиной линии, есть "средненький" Камиль, есть отягощенный Тургеневым Лёша, есть Слава и его девушки-органайзеры. И есть целая россыпь чудесных, по-своему милых, мудрых и неизменно грустных второстепенных персонажей. Каждого тут можно заклеймить моральным уродом, конечно же. Но каждого и чисто по-человечески можно понять. И каждый в новогоднюю ночь поднимает бокалы с шампанским, целует и обнимает родных и близких, и верит, что в новом году всё будет хорошо. Лучше, чем раньше.

Трагичный фильм, потому что через всю гротескность и скетчивость, настоящий. Про жизнь. Не про то, как должно быть. А про то, как оно есть. Хороший фильм, просто потому что хороший.

И, к слову, смешной.



Батенька, да вам ***ец!

Им помогали силы тьмы, Важнейшее из искусств

Previous post Next post
Up