Коваленко Л.Г. Некоторые аспекты образа России в мире

Jun 25, 2010 17:03



Сведения об авторе: Коваленко Людмила Георгиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии АлтГУ (г. Барнаул).

Аннотация: Политический имидж России в мире неоднозначен и противоречив, что связано и с ее историей, и с современными процессами; во многом это обусловлено заявлениями политиков и непродуманными действиями власти на всех уровнях внутри страны и в мире.

Некоторые аспекты образа России в мире


В современном взаимосвязанном мире огромное значение придается проблеме имиджа - лидера, партии, государства, последнее особенно важно для определения своего места в системе международных отношений.

Имидж - это эмоциональное восприятие предмета, его оценка; это также конструируемый с определенными целями образ страны. Политический имидж государства - это воображаемый образ данного государства у граждан страны и зарубежья.

Имидж государства - это не просто психический образ сознания как отражения действительности, а специальное моделируемое отображение на основе какой-либо реальности. Выделим некоторые критерии, определяющие политический имидж государства: политическая стабильность - в целом, региональная, налоговая; защита частной собственности; законопослушание как принцип организации общества; уровень благосостояния; военная мощь; состояние прав и свобод граждан.

Эти основания взаимосвязаны, поскольку именно политическая стабильность важна для бизнеса, а его развитие создает условия для роста материального благосостояния и т.д. Важный индикатор имиджа страны - законодательство. Российское, например, очень сложное и противоречивое, причем это касается и уровней - федеральные законы и местные, что затрудняет развитие бизнеса и отталкивает внешних инвесторов, а отечественный бизнес (его субъекты) теряют доверие к государству, отсюда, возможно, и «бегство капитала».

Не раз уже отмечалось, что для России проблема имиджа актуальна во все времена, чаще всего подчеркиваются такие стороны жизни страны и ее населения, которые формируют негативный образ, причем, вольно или невольно этому способствуют современные ученые и политики. Обращаясь к учению евразийцев (20-30-е годы ХХ века), мы обнаружим, что в своих высказываниях они отмечают лицемерие и лживость проводимой политики [1], агрессивность [2], то есть подчеркивается, что Россия - это всегда опасность [3]. Евразийцы выделяли еще один аспект имиджа России - ее «культурное своеобразие», географическое [4]. Отсюда следует, что Россия - это особый мир - Евразия, где встречаются Запад и Восток.

Изменилось ли что-то в конце ХХ - начале XXI вв. в восприятии нашей страны в мире? Однозначного ответа нет. Образ противоречив и не очень понятен Западу. Роуз Геттемюллер пишет: «В глазах американцев Россия предстает одномерной страной, в которой мало что заслуживает положительных отзывов, но очень многое вызывает тревогу». В первую очередь отмечается автократия, коррупция, преступность, разрушение окружающей среды, демографический кризис и т.п. Даже богатства «воспринимаются не как источник взаимной выгоды, а как инструмент позволяющий оказывать давление на соседей и запугивать их» [5]. В ходе проведенных опросов 68 % респондентов ответили, что им не нравится поведение России, лишь 24 высказались положительно. В чем причины? Они определены на Западе давно - память о Холодной войне, когда считали, что именно СССР стремится к мировому господству; поведение лидеров на международной арене, например, Н.С. Хрущева в ООН, В.В. Путина в Мюнхене в 2007 г.; отход от демократических и экономических реформ; имперское отношение к соседям по СНГ; неадекватная оценка своей роли в мире после распада СССР и др.

Но образ любого государства, формирующийся у других участников международных отношений, зависит от их интересов. Совпадение интересов способно заложить позитивный фундамент для формирования образа страны у других государств и, наоборот, несовпадение - подчеркивает все негативное. А Россия сегодня заявляет о себе как о важнейшем «игроке» на мировой арене, что не всем нравится, и, к сожалению, заявленная цель и действия по ее достижению не всегда совпадают. Л. Бызов отмечает, что «мы до сих пор не можем ответить на вопрос, кто же такие мы, русские… Мы зачастую выглядим какими-то потерянными, не способными ни осознать, ни тем более воплотить свои национальные интересы и цели» [6], не способны определить внятную перспективу на будущее. Имидж страны определяется не только настоящим, но и историей. Главное событие ХХ в. - Вторая мировая война и Отечественная война 1941-1945 гг. Для демонизации СССР использовался Пакт Молотова - Риббентропа, причем как на Западе, так и в России, а вот почему он был заключен и насколько необходим был Советскому Союзу в тот период, как-то стараются умолчать. Очень глубокий анализ и обоснование причин мы найдем в работах Н.А. Нарочницкой [7]. Замечательные и очень точные слова в статье немецкого журналиста Штефана Шолля «… вашим нынешним борцам против фальсификации истории глубоко наплевать на то, что в действительности творилось на этой войне. Им проще подогнать собственную историю под стереотип американских телесериалов» [8]. И еще одна статья этого автора «Догнали и перегнали», в которой представлена оценка современной модернизации в социальной сфере: «Особые циники считают, что новый закон специально придумали, чтобы можно было и к детским садам, и к средним школам, наконец, начать применять любимые чиновниками откаты» [9]. Получается какая-то странная модернизация через деградацию. Эти и подобные оценочные характеристики иностранного журналиста исподволь влияют на имидж России в мире. Еще раз подчеркивается, на наш взгляд, что позиционирование себя как великой державы и действия субъектов, формирующих политический имидж государства, противоположны. Эти противоречия небезопасны для страны. Тем не менее, есть институт, предназначенный для согласования усилий и интересов - это институт связей с общественностью (PR), который, используя информационные технологии, может оказать существенное влияние на создание позитивного имиджа РФ в мире. Также России не стоит переоценивать свою роль как мирового источника энергоресурсов, поскольку этот ресурс непостоянен: низкие цены на нефть способны превратить страну в сырьевой придаток, а также необходимо прекратить заниматься самоочернительством в истории и в нашем настоящем.

Автор считает, что образ России в мире достаточно противоречив, во многом это обусловлено заявлениями политиков и непродуманными действиями власти на всех уровнях внутри страны и в мире. Гражданам России также следует активно включиться в процесс формирования положительного восприятия своей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Россия глазами русского. М., 1991. С. 331.
2.     Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 332.
3.     Россия глазами… С. 334.
4.     Россия между Европой… С. 251, 253.
5.     Геттемюллер Роуз. Россия глазами американцев // Pro et Contra. 2007. №2. С. 54.
6.     Жукова П. Имидж России и ее безопасность: диалектика взаимосвязи // Власть. 2010. №2. С. 54.
7.     Нарочницкая Н. 1939. История как инструмент политики // Наука и религия. 2009. №9. С. 16.
8.     «МК» на Алтае. 14-21 апреля 2010; 25 мая - 2 июня 2010. С. 6.
9.     Там же.

2010 - Эволюция образа России

Previous post Next post
Up