Сведения об авторе: Буланов Максим
Владимирович, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры
социологии иполитологи и Ульяновского государственного университета, г.
Ульяновск.
Круг научных
интересов: теория международныхотношений, теоретические модели мирового
порядка, международные институты обеспечения безопасности.
Аннотация: Американские ученые более двадцати лет занимаются разработкой проблемы формирования положительного образа страны и влиянием этого явления на
внешние и внутренние политические процессы. Глобализирующийся мир дает новые возможности в данной сфере, обеспечивая непосредственный доступ практически каждого человека к любой информации, которая может быть достоверной или искаженной, но которая уже сегодня влияет на расстановку сил на международной арене.
«Soft power» как подход к формированию образа государства в американской
политической науке
В
условиях глобализации особую роль начинают играть механизмы реализации внешней
политики государства. Джозеф Най выделяет два основных таких механизма: гибкая
власть - «soft power» и жесткая
власть - «hard power». Под гибкой властью Най понимает такой тип
воздействия, при котором поведение объекта власти детерминируется наблюдаемой,
но не материальной привлекательностью достижения целей[1]. Это понимание несколько расходится с
традиционным пониманием власти, как набора ресурсов, определяющих положение
государства на международной арене. К таким ресурсам относятся: удачное
геополитическое положение, развитая
экономика, сильная армия и флот, большая территория и т.д. Ключевым моментом
для американского ученого становится не набор вышеуказанных ресурсов, хотя их
значение продолжает сохраняться, а способность влиять на поведение других
государств. Гибкая власть также строится на определенных ресурсах. «В
международной политике ресурсы, которые продуцируют гибкую власть, возникают
большей частью из ценностей организации или страны и находят свое выражение в
культуре, в примерах, образцах, которые эта организация или страна
устанавливает благодаря своей внутренней политике и практике и методам,
которыми эта страна или организация ведет свои отношения с другими
организациями или странами»[2].
Вторым
механизмом внешней политики является жесткая власть. Этот тип власти еще можно
назвать традиционным, он состоит из способности государства принуждать
военно-политическими методами и побуждать экономическими методами к
определенному типу поведения других международных акторов. Эта идея
заимствована из реалистического подхода к международным отношениям и, на первый
взгляд, не несет в себе научной новизны, однако интересно, что, по мнению Ная,
этот тип власти носит в современном мире подчиненный характер.
Гибкая власть страны базируется на
трех основных ресурсах: ее культуре, ее политических ценностях и внешней
политике (когда она рассматривается как легитимная, имеющая моральный
авторитет). Культура в данном случае понимается как набор ценностей и практик,
имеющих значение для данного общества. В контексте стратегии «soft power» наиболее эффективна универсальная культура,
поскольку узкие ценности специфической культуры в меньшей степени способны
продвигать гибкую власть. Но даже самая универсальная культура может
сталкиваться с отторжением. Так например, американская поп-культура плохо
приживается в мусульманских странах, таких как Пакистан или Саудовская Аравия,
или может отторгаться какой-либо частью общества. Особую роль в процессе
распространения культуры, помимо воздействия СМИ, телевидения, киноиндустрии
имеет межличностное общение и приобщение к культуре в ее естественной среде.
Так, Най считает, что иностранные студенты, находящиеся в США на обучении,
служащие и предприниматели, приехавшие на стажировку и т.д., в дальнейшем
становятся некими носителями американских ценностей, которые они распространяют
у себя в стране после возвращения.
Внутренняя
политика, политические ценности и даже сама политическая система страны могут
быть привлекательными для других стран. Этот имидж является одним из оснований
гибкой власти. Основными элементами такого имиджа являются: права человека,
демократическое устройство государства, идея правового государства, развитое
гражданское общество, свободная конкуренция и т.д. Эти идеи и ценности
фактически отождествляются с цивилизованным обществом, основой безопасного и
благополучного существования. Политика, направленная на сохранение и развитие
этих ценностей и идей, представляется американскому ученому формирующей
притягательный образ страны. Эти же идеалы должны лежать и в основе внешней
политики. Как пример Джозеф Най приводит политику Джимми Картера, направленную
на защиту гражданских прав в Аргентине. «В Аргентине американская политика в
защиту гражданских прав, которая отвергалась военным правительством в 1970-е
годы, что в значительной степени способствовало росту здесь американской гибкой
власти спустя два десятилетия, когда пиронисты, которые до этого были заключены
в тюрьму, в дальнейшем пришли к власти»[3]. Но далеко не всегда политика правительства
благоприятно влияет на потенциал гибкой власти. Так, например, политика
сегрегации в 60-х годах двадцатого века неблагоприятно сказывалась на имидже
США в Африке, а практика смертной казни негативно воспринимается в Европе
сегодня. Очень отрицательно во всем мире воспринимается война в Ираке. Най
делает вывод, что «внутренняя и внешняя политика, которая представляется
лицемерной, высокомерной, безразличной к мнению других стран или людей либо
базируется на узком подходе, принимающем во внимание только национальные
интересы, может подорвать гибкую власть»[4] .
Анализ
этой стратегии показывает, что гибкая власть не является исключительным и
универсальным методом достижения целей, она имеет свои пределы и специфические
черты, которые влияют на ее эффективность. Прежде всего, нужно отметить
временные ограничения, на которые Джозеф Най практически не обратил внимание.
Достижение целей с помощью гибкой власти требует достаточно долгого
подготовительного периода, поскольку инкорпорирование новых ценностей для той
или иной культуры может быть связано с изменением глубинных слоев сознания - таких,
как традиции, культурные стереотипы и менталитет народа. Зачастую этот процесс
связан со сменой поколений.
Разные
народы будут с разной скоростью воспринимать эти ценности. Связано это с
первоначальным уровнем и особенностями каждой культуры. Сам Най отмечает, что
поп-культура, скорее всего, привлечет людей и спродуцирует гибкую власть в ситуации,
где культуры хоть в какой-то степени подобны. В том случае, если культуры
сильно отличаются, то суммарный эффект от воздействия гибкой власти может быть
ничтожным или отрицательным. При этом гибкая власть сильно зависит от наличия
«благожелательных интерпретаторов»[5], то есть людей, которые будут
способствовать распространению новых ценностей. Можно сделать вывод, что от количества,
социального статуса и равномерности распределения «благожелательных
интерпретаторов» в различных социальных группах будет зависеть скорость
восприятия ценностей, а соответственно и эффективность стратегии «soft power». Еще одним немаловажным фактором будет являться
развитие информационных технологий в данном обществе. Такие технологии, как
Интернет, спутниковое телевидение и т.д., несомненно ускорят процесс адаптации
к новым ценностям (если ценности транслируются по этим каналам).
Роберт
Кеохейн в одной из своих совместных работ с Питером Катценстайном «Антиамериканизмы»[6]
заинтересовался отрицательной стороной гибкой власти США на примере
антиамериканизма. Оба автора приходят к выводу о том, что антиамериканизм как
явление достаточно многообразен, но всегда негативно действует на авторитет США
и ее внешнюю политику, в том числе, и на ресурсы гибкой власти. Кеохейн и
Катценстайн предлагают классификацию антиамериканизма и взглядов на него. Так,
например, они выделяют «левый» и «правый» взгляд на антиамериканизм. «Левые» считают, что негативная реакция в
отношении Соединенных Штатов была вызвана несправедливой внешней политикой
американского правительства, и приходят к выводу о том, что необходимо
задуматься над ее реформированием. «Правые» предполагают, что антиамериканизм
вызван завистью и неспровоцированной ненавистью некоторых людей, США проводят эффективную и
справедливую внешнюю политику, реформировать ее нет необходимости, а
антиамериканизм следует игнорировать.
Существует
также несколько видов антиамериканизма: либеральный антиамериканизм, его представители
критикуют США за предательство идей либерализма; социальный антиамериканизм,
его представители ставят в вину американцам свертывание политики по созданию
государства всеобщего благоденствия; суверенно-националистический
антиамериканизм, сторонники этих идей считают, что внешняя политика Вашингтона
размывает национальную идентичность и приводит к потере контроля государств над
своей политической сферой; радикальный антиамериканизм, его представители
полагают, что расширение мировой экономики, политических институтов, созданных
по американскому образцу, враждебны их собственным позитивным ценностям.
Радикальный антиамериканизм имеет два вида: религиозный и идеологический.
Религиозный антиамериканизм связан в основном с исламом и представляется авторам
одним из самых опасных настроений для безопасности Соединенных Штатов. Под
идеологическим антиамериканизмом подразумевается деятельность государств, не
отказавшихся от марксистско-ленинской идеологии. Этот тип антиамериканских
настроений после развала СССР стал представлять меньшую угрозу, но государства,
культивирующие подобное отношение к США, продолжают существовать на карте мира.
Американские ученые более двадцати лет
занимаются разработкой проблемы формирования положительного образа страны и влиянием
этого явления на внешние и внутренние политические процессы. Глобализирующийся
мир дает новые возможности в данной сфере, обеспечивая непосредственный доступ
практически каждого человека к любой информации, которая может быть достоверной
или искаженной, но которая уже сегодня влияет на расстановку сил на
международной арене.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сам термин впервые был использован им в 1990
г. в книге: Bound to Lead: The Changing Nature
of American Power, а окончательную разработку получил в книге Soft Power: The Means to Success in
World Politics, вышедшей вм 2004 г.
2. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой
политике / пер. с англ. В.И. Супруна. М., 2006. С. 34.
3. Там же. С. 41.
4. Там же. С. 41.
5. Там же. С. 44.
6. Katzenstein
J. P., Keohane O.R. Anti-Americanisms / Policy Review, October and November, №
139. 2006. P. 25-37.