Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте" 1506-1508
Первое на что падает взгляд - это Мадонна. От ее бледного лица с серо-синим оттенком. . Все сжимается внутри, и не может ни вдохнуть, ни выдохнуть. И это за внешним спокойствием, смирением. Она омертвела от страха за дитя. Все краски схлынули с лица . Лицо Марии - это самое светлое пятно, от которого переходим на лицо Иоанна Крестителя, затем младенца Христа, потом ангела. Круг замыкается на Мадонне. А, затем, переходит к отверстию в скале, уходит вдаль к бирюзово-синей воде, от вида которой делается свободный вдох, начинаешь дышать.
Такое ощущение, что Мадонна боится пошевелиться, только схватилась за плечо Иоанна, не то опирается на него, не то ищет поддержки. Она и не может смотреть на сына. Ее взгляд не на сыне, а на цветке с острым жалом, которое как заноза, пронизывает сердце. Да, будет жизнь после смерти (светящаяся живая река), но сейчас ужас сковал мать. И если она бросит взгляд на сына, она заорет и тем самым испугает его, что может способствовать его гибели. Хотя, не сможет она даже слова выдавить из себя, она превратилась в глыбу, уста скованы.
Не только сюжет картины, также колористика отличны от принятого другими мастерами. Благославляет младенец Иисус Крестителя, а не наоборот. Нет ощущения упоения картинкой матери с детьми. Здесь ужас, испуг перед будущими страданиями.
Ангел самый теплый по колориту. Попадаешь в состояние спокойствия, грусти. Все предрешено. Именно он поддерживает за спинку Иисуса, удерживает от падения в пропасть. И будет всегда рядом, сопровождать и поддерживать во всех испытаниях, в отличие от матери.
Рафаэль Санти " Мадонна в зелени". 1506 г.,
Для сравнения я взяла картину Рафаэля. Видим тех же персонажей, кроме ангела. Другой, умиротворенный пейзаж. Композиция устойчивая, в виде треугольника. Взгляд от мадонны идет на Иоанна, затем на Иисуса, замыкается снова на матери младенца. Колорит построен на очень светлых теплых тонах, в отличии от Мадонны в гроте. Дыхание мягкое, свободное. Начинаешь погружаться в атмосферу любви, нежности. материнскому обожанию. На щеках Мадонны румянец, передающий ее волнение за сына. Начинаешь таять от умиления при взгляде на двух младенцев. Здесь нет внутреннего надрыва, как в картине да Винчи.