На фото. Один из обломков парохода "Генерал Ватутин", недавно найденного на Нагаевской сопке и переданного магаданскому музею "Истории пожарной охраны". Автор фото: Юлия Чухломина,
ИА MagadanMedia Взрыв в Нагаевской бухте 19 декабря 1947 года называют крупнейшей катастрофой дальневосточного пароходства. Тогда, морозным утром, на стоявшем в 300-х метрах от порта сухогрузе "Генерал Ватутин" начался пожар за которым последовали два взрыва, после чего пароходы "Генерал Ватутин" и "Выборг" затонули.
Вот как описывает взрыв руководитель поисковой водолазной группы Руслан Кауцман: "В 10 часов 10 минут "Генерал Ватутин" подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них делает разворот кормой к порту. Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. "Генерала Ватутина", объятого пламенем, начинает нести к пирсам, по направлению к танкеру "Советская нефть". Капитан пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта. В 10 часов 25 минут на пароходе "Генерал Ватутин" происходит взрыв большой силы, от которого также взрываются находящиеся в носовой части парохода "Выборг" капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых".
В результате взрыва все деревянные склады, навесы и другие постройки порта были разрушены. От раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 12 очагов пожаров и семь очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом, сгорело семь складов. Остальные склады и нефтебазу удалось отстоять. Пожар был ликвидирован к 16 часам 19 декабря. В результате трагедии погибло около 100 человек, материальный ущерб составил 116 млн рублей.
Взрыв был чудовищной силы. Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной семь метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150-ти метров. До начала эпохи горбачевской "гласности и перестройки" все материалы нагаевской катастрофы были засекречены. Однако, магаданские старожилы помнили трагедию и передавали эту историю из уст в уста.
Вчера сотрудники магаданской службы МЧС почтили память жертв гибели пароходов "Генерал Ватутин" и "Выборг" 19 декабря 1947 года. В магаданском Пожарно-спасательном центре прошли памятные мероприятия, где были представлены стенды с историческими документами катастрофы, предметы, найденные дайвером Русланом Кауцманом во время обследования морского дна на месте крушения пароходов, обломки судов, обнаруженные на Нагаевской сопке. Закончилась встреча просмотром фильма-реконструкции трагедии магаданской тележурналистки Анастасии Якубек "Последний поход генерала". Кинолента вышла в 2011 году и получила гран-при седьмого международного фестиваля телевизионных фильмов "Человек и море".
На фото. Свидетельства нагаевской трагедии из магаданского музея "Истории пожарной охраны". Автор фото: Юлия Чухломина,
ИА MagadanMedia