Магаданский Краеведческий музей. Портфель начальника Дальстроя и прямой провод с наркомом

Jun 06, 2013 06:10

Давненько я не бывал в Магаданском Краеведческом музее! Спасибо моему взаимофренду yesaul, который недавно посетил магаданский музей и задокументировал дальстроевские раритеты в своём ЖЖ.

Оригинал взят у yesaul в Портфель начальника Дальстроя и прямой провод с наркомом

Первый рассказ о выставке в Магаданском музее: "Будь проклята ты, Колыма!"

Моим читателям, надеюсь, не надо пояснять, что́ такое Дальстрой. Просто посмотрим картинки с одноимённой выставки, идущей сейчас в Магаданском областном краеведческом музее.




2. Карта территории Дальстроя к 1953 году.




3. Непременный идеологический атрибут - переходящее красное знамя.




4. Грамота Северному горнопромышленному управлению Дальстроя (центр - пос. Ягодное) за досрочное выполнение годового плана по добыче золота 1945 года - к 18 октября.




5. Грамота о вручении Северному горнопромышленному управлению Дальстроя на постоянное хранение переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны - за самоотверженный труд в годы войны.




6.




7. Комсомольская путёвка в Дальстрой, середина 1950-х годов.




8. На всей территории Дальстроя действовал пропускной режим, за его соблюдением следил НКВД. Иметь проездной документ обязаны были не только временно въезжающие, но и дальстроевские отпускники.




9. Семья дальстроевских новосёлов. Пос. Весёлая, начало 1930-х годов.




10. Первая очередь «стандартных домов» в Магадане, 1933 год.




11. Кирпичный завод в Магадане, начало 1930-х годов.




12. Внутренний вид глинобитного дома. Магадан, начало 1930-х годов.




13. Тип жилья. Магадан, 1930-е годы.




14. Травматологическое отделение больницы. Магадан, начало 1930-х годов.




15. Детский сад. Магадан, начало 1930-х годов.




16. Перед началом демонстрации 7 ноября 1934 года в Магадане.




17. Празднование 1 мая 1934 года, Магадан.




18. Здание дирекции Дальстроя. Магадан, 1934 год.




19.




20. Праздник физкультурников. Магадан, 1934 год.




21. В радиобюро. Магадан, начало 1934 года.




22. Начальники Дальстроя (сверху вниз): К. А. Павлов (1937-1939), И. Г. Петренко (1948-1950), И. Л. Митраков (1950-1956, внизу слева), Ю. В. Чугуев (1956-1957).




23. Портфель начальника Дальстроя И. Ф. Никишова (1939-1948) и телефонный аппарат руководящего работника Дальстроя.




24. Петлица и нарукавный шеврон на китель горного инженера 1-го ранга (1940-1950-е годы).




25. Ударники на промывке подземных песков. Рисунок Я. Зеленкевича, 1939 год.




26. Как почти вся Советская страна в то время, заключённые Дальстроя кормились, поились и одевались по нормам. Вот и «ларьковое довольствие», то есть как будто свободная покупка хлеба в лагерном ларьке за наличные деньги, тоже было ограничено нормативом - и с деньгами не разъешься, купишь для приварка максимум килограмм хлеба, но только если выполняешь производственную норму на 200% и выше, а для этого надо быть Геркулесом.

При всей разветвлённости системы норм, смысл её в конечном итоге сводился к простому правилу: чем хуже работаешь, тем скудней твой рацион, тем беднее ты одет. И без того скудные нормативные продукты уворовывались от заключённых ушлыми начальниками, потом рядовой лагерной обслугой, а оставшееся часто отбирали блатари. Плюс к тому физическая нагрузка, особенно в сильные морозы, была такова, что поступавших калорий объективно не хватало для подержания хотя бы нулевого баланса. Истощённый, ослабленный зэка попадал в смертный лагерный круг, в воронку, из которой выбирались лишь единицы: ты голоден - не можешь сносно работать - не даёшь норму - тебя переводят на обычную, потом на пониженную, потом и вовсе на штрафную пайку, и с каждым таким витком в тебе остаётся всё меньше и меньше сил. На дне воронки смерть. Истощение было одной из основных причин смертности в Севвостлаге.




27. Этот паспорт - не просто очередной пропагандистский приём, всё сложнее. Таким образом механизм (промприбор, компрессор, трактор и т. д.) и человек «прикреплялись» друг к другу, и для человека это означало персональную ответственность за работу механизма. Если что - заранее известно, кого премировать или, наоборот, отдавать под суд.




28. Подготовка к отправке партии бочек с экстрактом кедрового стланика местного изготовления. В Дальстрое широко употребляли его для борьбы с цингой, которая наряду с истощением и пеллагрой была настоящим бичом Колымы. Заключённым перед едой принудительно скармливали некоторое количество отвратительного на вкус экстракта. Клиническим доказательством действенности препарата никто себя не утруждал, но считалось, что таким образом принимаются достаточные меры для предупреждения авитаминозов.




29. Здесь же, на месте готовили из ягод сухие кисели, варенья, джемы и даже выделывали вина. В каком объёме всё это доходило до заключённых - красноречиво говорят воспоминания прошедших колымские лагеря.




30. Дальстрой развил мощный рыбный промысел.




31. Форменные шинель и папаха дальстроевского геолога.




32. Группа геологов-орденоносцев Дальстроя. Магадан, 1948 год.




33. Геологи-дальстроевцы после присуждения государственных наград в Кремле со «всесоюзным старостой» М. Калининым, 1940 год.




34. Значок «Отличнику дальстроевцу» и удостоверения к нему.




35.




36. Значок «Отличник социалистического соревнования Министерства цветной металлургии СССР» с удостоверением, 1957 год.




37. Детские ясли. Магадан, 1930-е годы.




38. Станция скорой помощи. Пос. Нагаево, 1930-е годы.




39. Магазин при авторемонтном заводе. Магадан, 1942-1943 гг.




40. Магазин. Пос. Атка, 1942-1943 гг.




41. Шинель и фуражка В. Цареградского, начальника Геологоразведочного управления Дальстроя в 1940-1954 гг., лауреата Сталинской премии и обладателя множества других регалий. Цареградский - фигура масштабная, противоречивая и до сих пор мало изученная.




42. Грамота начальнику тракторного парка Дальстроя А. И. Гернштейну «за добросовестную работу по Дальстрою», 1935 год. Через два года по делу первого директора Дальстроя Э. Берзина будет репрессирована большая группа руководящих сотрудников Дальстроя, в их числе и А. Гернштейн.




43.




44. Выставка ничего не рассказывает о собственно производственной деятельности Дальстроя, о добыче золота, олова, вольфрама, кобальта, урана - пяти главных металлов Дальстроя. Не говорится о геологоразведке, охватившей колоссальную территорию почти в три миллиона квадратных километров. Мало сказано о повседневной жизни вольнонаёмных и заключённых - граждан дальстроевской империи. Но в этом нельзя упрекнуть устроителей: и всей площади музея не хватило бы для того, чтобы показать тысячную долю истории этого айсберга, этой затонувшей советской Атлантиды. Поэтому поблагодарим их и будем ждать продолжения.




Это сообщение (в адаптированном виде) опубликовано также в сообществах "Предметы советской жизни" и "Путешествия и прочее".

краеведение, севвостлаг, гулаг, репост, музей, дальстрой

Previous post Next post
Up