Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров. От Парижа до Магадана

Nov 10, 2012 23:21



Сегодня я продолжаю, начатую вчера тему строительства Магаданского театра и подробнее расскажу об авторе четырех 3-х метровых статуй на фронтоне здания. Им является скульптор Георгий Дмитриевич Лавров (1895-1991). КОТОРЫЙ был приговорен 11.07.1939 к 5 годам ИТЛ по ст. 58-8,11 УК РСФСР ("участие в антисоветской террористической организации").

По сообщению жены скульптора Валентины Лавровой-Солдатовой, родился Георгий Дмитриевич Лавров в Сибири, в многодетной семье иконописца-реставратора. Будучи учеником духовной семинарии, начал заниматься в красноярской городской студии рисования.
В 1915 году поступил в Томский университет и продолжал заниматься живописью в классах Общества томских художников.
В 1917 год - Великую Октябрьскую социалистическую революцию принял открыто и без колебаний, за что дважды арестовывался колчаковцами в Томске.
С 1922 года жил в Москве. По рекомендации А. В. Луначарского был командирован в Париж. В 1932 году в галерее на бульваре Монпарнас у него состоялась персональная выставка. В Париже лепил с натуры и знаменитую балерину Анну Павлову, с которой дружил. Восемь с половиной лет во Франции работал в мастерских Э. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспио, Ф. Помпона.
В 1938 году арестован и приговорен к 5 годам лагерей. Срок отбывал на Колыме.
В 1943 году был освобожден без права выезда с Колымы.
Работы Лаврова хранятся в музеях Москвы, Лондона, Парижа, Киева, Пскова, Красноярска, Барнаула и других городов.
Умер Георгий Дмитриевич Лавров в 1991 году в городе Москве.



А вот воспоминания самого скульптора , связанные с пребыванием на Колыме и в Магадане:

Продержав несколько дней за колючей проволокой, нас погрузили в темные, грязные трюмы морского грузового корабля и несколько дней везли до Магадана, не давая возможности выйти из трюма даже во время качки и морской болезни. В трюме было тесно и омерзительно смрадно.
В Магадане заключенных помыли в бане, распределили по лагерным пунктам и в 40-градусный мороз на открытых грузовиках стали развозить по местам назначения.
Меня с группой заключенных довезли до прииска "Разведчик". Дальше проезжей дороги не было, и мы глухой тайгой, через высокую, покрытую глубоким снегом сопку всю ночь до утра пробирались к месту нашего заключения и работы - на участок "Скрытый" прииска "Разведчик".
На "Скрытом" работали около 150 заключенных, кайлили золотоносную мерзлоту в шахтах.
Жили, точнее, ночевали зеки в заваленном снегом и едва видном бревенчатом бараке с потолком, но без крыши. Посредине барака стояла железная печь - бочка из-под бензина с железной трубой. В ней беспрерывно горели дрова. Около нее было жарко. А в углах барака постоянно лежал слой льда.
Вольнонаемных рабочих и охранников на "Скрытом" не было. Его полностью обслуживали заключенные, охраной надежно служила безбрежная горная тайга. Бежать было просто невозможно. Врачебной помощи не было. Заключенные умирали по несколько человек в день.
К концу первого месяца пребывания на "Скрытом" я заболел цингой. Стали расшатываться и выпадать зубы, слезали ногти, появились характерные для цинги язвы. Началась водянка. Ноги превратились в наполненные водой мешки. Я полностью потерял трудоспособность, не мог ходить.
Меня как полного инвалида со "Скрытого" отправили в лагерный пункт Оротукан, на работу ночным сторожем культбазы. А днем работал на строительстве оротуканской Доски почета.



Весной 1941 года меня перебросили в Магадан на строительство магаданского Дома культуры (ныне магаданский музыкально-драматический театр).
Кладка кирпичных стен магаданского Дома культуры и их штукатурка были уже закончены. Мне было приказано приступить к выполнению скульптуры. Условия были тяжелые, в Магадане и в его окрестностях не нашлось пригодной для лепки глины. Имелись только алебастр, проволока, металлическая сетка и цемент. С этими материалами я был вынужден приступить к скульптурным работам. В Магадане за период с 1941-го по 1943 год мной были выполнены следующие скульптурные работы: четыре трехметровые цементные статуи на парапет Дома культуры - "Красноармеец", "Партизанка", "Забойщик", "Бурильщик"; бюсты Маркса, Энгельса, Ленина, драматурга Островского, Горького, Станиславского и другие. Эти бюсты были установлены в большом фойе Дома культуры.
Трехметровая железо-цементная многофигурная скульптурная композиция "Героическая эпопея обороны СССР", четыре коринфские капители на колонны фасада Дома культуры и вся декоративная лепнина внутренних помещений были выполнены и установлены мной. Несколько скульптур на антифашистские темы для Магаданской художественной выставки в 1944 году выполнены мной в том же материале.
За все эти работы я был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки и 50 граммами спирта. Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, а спирт выпил начальник "за мое здоровье".
Я же был переведен на общие работы.

PS. Я был просто в шоке, когда узнал, что за свою титаническую работу, по созданию скульптур, которые живы поныне, автор фактически получил только буханку черного хлеба!
Правда я обнаружил одну странную неточность: нынче на магаданском театре вместо статуи "Забойщика" стоит скульптура "Колхозница" со снопом пшеницы, что хорошо видно на моих фотках!

бетон

театр, скульптор лавров, скульптуры, строительство

Previous post Next post
Up