Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск. (фоторепортаж)

Jul 16, 2012 23:51

Оригинал взят у yesaul в Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

Следуя по казённой надобности, оказался я в якутской Усть-Нере, о чём был помещён отдельный репортаж. Верховья Индигирки вместе с половиной Якутии из-за лесных пожаров плотно и надолго затянуло дымом, и самолёт из Якутска за нами не прилетел. Было ясно, что не прилетит он и на следующий день, а то и, запросто, целую неделю. Пришлось отправиться в Якутск на автомобиле. Для справки: микроавтобус из Усть-Неры до Якутска (около 1000 км) обходится в этом сезоне в сумму от 40 до 50 тысяч рублей. Одно посадочное место в нём - около 7 тысяч. Сравнительно с ценой билета на самолёт (15 тысяч в один конец) весьма экономично.

Первая часть пути проходила по участку Усть-Нера - Кюбюме федеральной дороги «Колыма». В этой местности она частично совпадает со старым ответвлением от Колымской трассы на Усть-Неру, которое когда-то давно проложили в тяжелейших горных условиях заключённые Дальстроя. Его и дорогой-то назвать можно было с трудом: зимой - зимник, а летом - узкая «козья тропа» по смертельно опасным горным прижимам с бродами через реки вместо нормальных мостов. К последней четверти ХХ века этот путь стал практически непроходим.

Вторая часть маршрута, дальше на запад, от Кюбюме до Якутска, шла уже по собственно Колымской трассе: Кюбюме - Прижим - Тёплый ключ - Хандыга - паромная переправа через Алдан - Ытык-Кюёль - Нижний Бестях с переправой на пароме через Лену - Якутск. На всю дорогу потрачено около 23 часов чистого времени, за вычетом простоев в ожидании окончания ремонтных работ на участке между Кюбюме и Хандыгой.



Сразу оговорюсь: ехал по делу, останавливаться и выискивать красивые виды времени не было. Снимал, в основном, из окна автомобиля, через стекло, к тому же на мыльницу. И тем не менее...

Фотокарточки увеличиваются до размеров 1200×900, панорамы - до ещё шире×900. Пересказывать драматическую историю Колымской трассы не буду: слишком много об этом написано. Здесь только мои впечатления и необходимые комментарии.

1. Схема.




2. Выезд из Усть-Неры. Из Хандыги нам навстречу везут грузы: завозить речным путём по Лене в Алдан, в Хандыгу, а оттуда автомобилем в Усть-Неру много ближе, чем через Владивосток в Магадан и дальше в Якутию по «Колыме». Особенно много бензовозов.




3. До свидания, печальный посёлок.




4. Справа остаются склоны горы Эбир-Хая (2023 метра).




5. Вдоль дороги тут и там - отвалы породы старых золотых выработок.




6. Это не приют золотоискателей и не сказочный придорожный трактир, а простейшая насыпная эстакада. В карьере выше по склону добывают песок или гравий и сгребают бульдозером сюда, в бункер, откуда «самосыпом» подают уже в грузовики.




7. Дорога взбирается на Ольчанский перевал.




8.




9.




10. Тяжёлые грузовики идут по внешней стороне так близко к обрыву, что кажется: одно неверное движение - и сорвутся вниз. Впрочем, иногда так и бывает. Особенно раньше, когда дорога была у́же, а машины менее управляемы. Колымская трасса усеяна костями не только заключённых, но и десятков водителей.




11. Перевал.




12. Кедровый стланик - в народе, пардон, «мудодёр».




13. Прокладка нового участка «Колымы» стала настоящим подарком для владельцев золото-сурьмяного месторождения Сентачан: другим-то приходится самим пробивать к своим рудникам дороги, иногда в десятки километров, а тут на́ тебе: прямо к воротам рудника, можно сказать.




14. Направо - золотой прииск Эльгинский.




15. Примерно в этих местах старая дорога в тёплое время года фактически прерывалась: две крупных реки бассейна Индигирки - Эльги и Большой Селерикан - можно было пересечь только зимой по льду или в низкую воду. Сейчас на обеих построены новые капитальные мосты.




16. Леса горят и здесь.




17.




18.




19.




20.




21. Этот мост через реку Брюнгадэ тоже новый.




22. «Опорный пункт» при дороге у посёлка Кюбюме. Хотя говорят, что и посёлка-то самого уже не осталось. На местном сленге это место зовётся «Куба». «Буду тебя ждать на Кубе», «Серёгу пару дней назад на Кубе видели». За 230 километров, пройденные от Усть-Неры, это первое обитаемое место на дороге. Здесь ночуют дальнобойщики и останавливаются проезжие по разным надобностям - подлатать машину, передохнуть, закусить, набрать питьевой воды, оставить о себе весточку, зимой - обогреться.

В этом месте новая дорога из Усть-Неры, по которой приехали мы («северная»), соединяется со старой Колымской трассой, идущей из Якутска. Раньше Колымская трасса уходила южнее, на Агаякан и дальше («южная дорога»), где сливалась с дорогой Усть-Нера - Магадан в Кадыкчане. Сейчас участок старой южной дороги между Кубой и Кадыкчаном, как говорят местные, мёртв. Мосты смыло паводками, дорожное полотно местами не существует. Ездят там только «экстремалы». Но - сам я не видел, не до того было.




23. Дорога приходит и уходит, а Куба стоит на месте.




24.




25.




26.




27.




28.




29. Кафе тоже называется «Куба».




30. Можно и не заходить, а просто напиться чистой воды.




31. Кормят в «Кубе» просто, без затей.




32. Фрикасе и консоме в меню отсутствуют, не завезли. Но пирожки вполне съедобные.




33. Можно позвонить. Есть ли интернет, не знаю.




34. Движемся дальше. Вот он, поворот на старую южную дорогу, на Томтор.




35. До Хандыги путь неблизкий.




36. Вечереет. Хотя ночь в это время года наступает долго и как бы не полностью: здесь свои «белые ночи».




37. Встречные машины попадаются редко. Вот проехали три новеньких «Патриота» с надписями на бортах: ФГУП «Охрана» - Магадан. Купили и перегоняют из Хандыги?




38. А вот парни на мотоциклах с надписями «Камчатка-2012». Позже про них рассказывали (те, кто встречал их на Кубе), что едут с Украины через всю Россию вот уже месяц, из Магадана отправятся на корабле, куда - неведомо. И впрямь на Камчатку?




39. Местность, где находится метеостанция «Восточная», показалась мне на закате одной из красивейших когда-либо виденных.




40. Быть может, это из-за совершенно необыкновенного оттенка, который в дыму приобрел свет заходящего солнца. И фантастически красивых окрестных вершин Оганьинского хребта.




41.




42.




43.




44.




45. Метеорологи приторговывают горючим. Говорят, здесь почти всегда можно заправиться тому, кто поиздержался (в смысле топлива) в дороге. Заправились и мы.




46.




47.




48.




49. Солнце село, и оттого горы, в сторону которых уходила дорога, приобрели мрачный, какой-то зловещий вид.




50. Здесь, у моста через Сатарын (на некоторых картах Сеторым), остановились, чтобы поделиться насосом с двумя цыганскими парами на «шестёрке», стоявшими там уже часа полтора. Появилась возможность сделать пару-тройку снимков.




51.




52. Чуть дальше этого места Сатарын впадает в Восточную Хандыгу, вдоль которой, правым бортом долины, идёт дорога - долго, почти до самого Алдана.




53. «Колыма», хотя и была с большой помпой принята в эксплуатацию, местами слишком узка и неустроенна. Сейчас на дороге день и ночь идут работы по реконструкции: расширяется и выравнивается дорожное полотно, спрямляются опасные участки-петли и т. д. Эта буровая установка пробивает шпуры под взрывчатку - рвать скалу. На время взрывных работ и очистки полотна проезд закрывают.




54. Примерно такой была «Колыма» до расширения. Слева - крутой обрыв в долину.




55. Первая остановка. Чтобы пресечь рвение особо торопливых, дорогу перекрывают не какими-нибудь хлипкими знаками, а тяжёлой техникой.




56. Ждём. Здесь - около получаса.




57. Экскаваторы и бульдозеры расступаются, пропуская автомобили.




58. Прямо перед нами и для нас расчищают проезд.




59. Эта остановка более долгая: здесь простояли около двух часов.




60. Скопилось изрядно ожидающих: пассажирские из Усть-Неры, вахтовки и бензовозы с золотых приисков Индигирки. Никаких привилегий тут нет - живая очередь.




61. Внизу, под нами - строящийся мост-эстакада через реку Нэкуння. Справа вверх по склону уходит дорога на Прижим.




62. Время - полночь.




63. Быть в Лувре и не сфотаться с Моной Лизой?!




64. Экскаватор зажигает фары и уходит - дорога свободна. Прижим - место, где узкая петляющая дорога идёт над крутым обрывом. С внутренней стороны - отвесная скала. Разминуться двум автомобилям места нет, поэтому проезжают по очереди. Сколько здесь побилось народу - не знает никто. Примерно посередине Прижима на самом краю обрыва - большой деревянный крест, совсем свежий. Бульдозеры дорожников ухитряются бережно обходить его стороной.




65. Эта остановка обещает быть долгой. Впереди за поворотом «лесенкой» работают бульдозеры, сбрасывая один другому скальный грунт, уступ за уступом вниз. Дорожник сказал: не больше трёх часов, мужики. Успеваем ли на утренний алданский паром?!




66. Мда... Дороги как таковой там и вправду пока нет.




67. Палим костерок и ведём неспешные разговоры на борту долины. Время около двух часов ночи. Светло.




68. Здесь-то я и встретил духа горы. Все видят? Маленькие глазки, насупленные брови, нос крючком, недовольно искривлённый рот. Будет мстить людям, потревожившим его покой?




69. Здесь не Москва: на встречку, вперёд всех, никто из особо деловых не лезет.




70.




71. От резиденции духа горы до Алдана шли в молочно-серых предрассветных сумерках. Алдан - былинная река. Отсюда в 1920-е годы начиналась история якутского золота. Это было ещё до Колымы и задолго до золота Индигирки. Золотая лихорадка не хуже юконской.

Берег на рассвете был тих и покрыт туманом, другого берега почти не видно. Казалось, паром принадлежит перевозчику Харону, набирающему пассажиров.




72. Путешественники безропотно молчаливо ждали.




73. Перевоз - 500 рублей с машины, независимо от числа пассажиров. А пешком тут никто не переправляется - куда?




74. Расписание - чистая формальность. Ещё в Усть-Нере мы выпытывали у водителя: во сколько пойдёт первый паром через Алдан? Утром, отвечал тот. Утром во сколько - в семь, восемь, девять - не унимались мы? Утром. Утром, и всё. Как получится.




75. Первый паром пошёл в начале десятого.




76. Шли, не поднимая передней аппарели, в туман и казалось - в полную неизвестность.




77. Навстречу попался первый паром, шедший с противоположного берега.




78. Другой берег всё же существует.




79. На палубе матросы курили папиросы.




80. Как только аппарель коснулась берега, началась гонка. Никто не хочет быть вторым, третьим... Никто не хочет идти в облаке пыли от едущего впереди.




81.




82. От алданского перевоза до Ытык-Кюёля дорога ничем не примечательна.




83. Ытык-Кюёль - это вторая после Кубы едальня на трассе.




84.




85. Истосковавшиеся по горячей пище странники выстраиваются в очередь.




86. Ничего особенного, но после полусуток сухомятки борщ и горячий чай кажутся божественными.




87.




88. Дорога между Ытык-Кюёлем и Нижним Бестяхом на Лене столь ужасна, что не удавалось даже зафиксировать камеру для чёткого снимка.




89. Чудо! Полтора километра асфальта в Нижнем Бестяхе, по которому путешественников выносит на высокий правый берег Лены.




90.




91. Паром в Якутск вот-вот отходит.




92. Здесь вам не Куба, здесь конкуренция. Кафе в правом сарайчике заметно выигрывает в плане выбора блюд. Для самых взыскательных господ путешественников здесь имеется даже бризоль! Но угощаться некогда: паром поднимает аппарель.




93. В отличие от алданских, паромы между Якутском и Нижним Бестяхом ходят по часам, независимо от заполненности.




94. Страннику на заметку.




95. Лена у Якутска впечатляет своей шириной.




96. Встречный.




97. Подходим к берегу.




98. Сегодня вечер пятницы, и со стороны Якутска скопилась огромная, не меньше сотни машин, очередь жаждущих перебраться на другой берег: дачники, охотники, грибники, ягодники и прочий отдыхающий и деловой люд. Страсти были накалены настолько, что за порядком следил наряд полиции и пяток омоновцев с автоматами.




Вот и всё. От пристани до центра Якутска - не более получаса езды. В царстве мобильной связи, интернета, горячей воды, чистого асфальта, в атмосфере праздного веселья, среди полуодетых девушек на улицах города- Куба, Прижим, Алдан-Стикс, адская тряска в течение суток кажутся сном. Только снимки не дают усомниться в том, что всё это было.

Такие дела, читатель.

Я хочу еще раз поблагодарить автора фоторепортажа о Колымской трассе yesaul за его большую и оперативную работу по этому его фотоотчету, благодаря которому мы увидели и ощутили как трудна дорога в Магадан по суше, на примере рассказа о половине федеральной автодороги "Колыма"!

усть-нера, якутск, фото, колымская трасса

Previous post Next post
Up