Густав Климт, Поцелуй

Dec 10, 2012 11:12

Оригинал взят у moja_zhizn в Густав Климт, "Поцелуй"


"Поцелуй" (1907-1908), Вена, Австрийская Галерея

Каждый видит в картине что-то своё: кто-то безоглядную страсть, кто-то нежность, от которой щемит сердце, а кто-то увидит некий элемент принуждения, когда один целует, а другой лишь вынужден подставлять щёку.
Женщина, стоящая на коленях у обрыва - только трогательные босые пяточки смотрят вниз. И мужчина на коленях, рядом - и какой он большой и сильный, как он обнимает её..
Окутывая его своим золотым сиянием, разлитым вокруг её головы, зажмурив глаза, обнимая его за шею и цепляясь за его ладони, сжимающие её лицо - она наполняет его собой, своей нежностью. Золотые вьюнки, утопающие в её платье, превращаются в венок из плюща на его голове, а его лицо погружается в цветы, которые всюду вокруг неё - в волосах, на одежде, вокруг головы.

Поцелуй...
Что дальше?


"...Кстати, история написания "Поцелуя" такова.

Был некий граф, который заказал эту картину. Дав Климту медальон, на котором была во всем великолепии представлена его возлюбленная, граф попросил, чтобы он и она были изображены на картине в страстном поцелуе. Климт исполнил заказ графа. И граф остался доволен, но его мучил один вопрос - почему на картине их уста не сомкнулись-таки в страстном поцелуе. Климт ответил, что он попробовал изобразить желание, настроение, атмосферу, т.е. тот мотив, который в миг самого поцелуя бросит их в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ. Через некоторое время он уже уезжал со своей женой в свадебное путешествие, картина настолько понравилась девушке, что она сразу дала согласие на брак с графом.

Позже Климт раскрыл тайну "Поцелуя": когда художник писал картину, он сам влюбился в девушку с медальона и поэтому изобразил мучительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя как маленькую месть, из чувства ревности к графу.

Климту в своей картине "Поцелуй", которая имеет право считаться одним из лучших произведений искусства художественного стиля Арт Нуво, удалось передать грань между духом и материей, между физическим возбуждением и душевной тоской, между возможным и необратимым. В этой картине Климт соединил внешнее и внутреннее; золото и серебро, красочность орнаментов, в которые обрамлены две фигуры, позволяет ощутить яркость, богатство, блеск того самого переживания, внутреннего порыва, чувства живущего в женщине и мужчине. Руки и лица влюбленной пары дают нам внешнее отражение всей палитры чувств. "Поцелуй" - это картина, передающая наивысшее, доступное человеку упоение, земное, вневременное - наслаждение мигом вечности."
© "Планета диаспор"

И ещё кое-что:
"...Лукавый искусник Климт спрятал множество загадок и секретов в своем "Поцелуе". Первое, что бросается в глаза - покорность женщины, ее готовность раствориться в мужчине. Но, если приглядеться, становится не совсем ясно, так ли она жаждет этого поглощения?.. Ее фигура достаточно напряжена, и не понятно, хочет ли она обнять его или, все же, пытается оттолкнуть. А, возможно, закрытые глаза свидетельствуют не о каком-то чувстве, но вынужденной необходимости терпеть ласки.

Другие загадки художника кроются на поверхности картины. Климт стоял особняком в рядах своих современников. Он чаще подвергался критике, нежели похвале. Виртуоз орнамента, он насыщал его загадочными символами и причудливыми узорами. Все это складывалось в причудливую мозаику и затягивало зрителя, отвлекая внимание от того, что художник стремился показать, посмеиваясь над лицемерно-пуританской публикой того времени.

Он изображал не возвышенную, а плотскую женскую красоту, способную обольстить мужчину, завлечь его в свои сети. Он часто списывал богинь и нимф с венских кокоток и дам полусвета, что вызывало бурю негодования у критиков и зрителей. Кроме того, за витиеватыми орнаментами Густав скрывал то, что всегда хотел показать, но что не принималось обществом - обнаженное, вполне земное тело и плотские объятия.
Художник ловко спрятал все это под золотом орнамента. Существует мнение, что сначала он писал своих моделей нагими, а потом сверху "набрасывал" на них одежду. Это предположение появилось в связи с изображением обнаженной женщины на его неоконченной картины "Невеста"..."
Два поцелуя. У Родена и Климта

И ещё о картине:
"Полотно принадлежит периоду творчества Климта названому «золотым», т.к.
в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым
золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе,
связана не в последную очередь с применением художником золота в
качестве цвета. Золото вызывает магические, религиозные ассоциации в
равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно
соединяются с содержанием картины. «Ценность» картины как бы освещает ее
«смысл». Стилистические свойства этого периода характеризующиеся
избеганием глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения
подчеркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура
полотна и его завораживающая красота выражают с одной стороны его
«ценность», с другой же представляют влюбленную пару как символ
беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью
погруженные друг в друга, отгороженные от всего мира влюбленные. Из-за
неопределенности места происходящего кажется что изображенная на картине
пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое
состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и
катаклизмов.

Полное уединение и повернутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают
впечатление изоляции и отрешенности по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась как "Союз" с указанием на орнаментальную
символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает
это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие»
формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие»
формы, цветочные, пестрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и
соединены посредством их золотого одеяния, фона и объятия в единое
целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Эта разница
является чисто символической и практически исчезает на фоне общей
орнаментализации картины.

Интересные факты:
Некоторые исследователи считают что на картине изображен сам художник со
своей возлюбленой Эмилией Флёге."
© Gifts.com.ua

Посмотреть другие картины Густава Климта
Previous post Next post
Up