Лекция 5: Система Аллаха, Царство Божье, траурные церемонии
Что такое следование вали? Это обязательное положение религии или желательное? Может ли кто-либо подчиняться Богу, не подчиняясь при этом Его вали?
Не может. Повеление Корана однозначно:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повинуйтесь обладателям власти среди вас» (4: 58).
В «популярном исламе» улю уль-амр считаются не вали времени, а цари, падишахи, короли, диктаторы. Кто это такие? Откуда они взялись? Кто их установил? Например, Саддам, убивший миллионы своих соотечественников, - это, по их мнению, улю уль-амр, коранический «обладатель власти»: ведь у него по факту была власть, значит, ему и надо подчиняться. Вот таких, стало быть, и имеет в виду Коран: сначала подчиняйтесь Аллаху, потом подчиняйтесь Посланнику, а затем - Саддаму! Аллах, Посланник и Саддам поставлены на одну планку!
Улю уль-амр в каждое время должен быть установлен Самим Аллахом, ибо в противном случае сам смысл Ислама как религии «покорности Богу» (ислам означает «покорность») оказывается утрачен. Если мы говорим, что Бог с помощью Своего Закона регулирует даже такие сферы человеческой жизни, как прием пищи и отправление естественных потребностей, то каким образом важнейшая область - власть над обществом - могла оказаться без божественного регулирования, как она могла быть предоставлена человеческому произволу? Как Пророк (С) мог умереть, не назначив преемника, если первым делом, которым он занимался после присоединения очередной земли к Исламу, было назначение там своего представителя, наместника? На все эти вопросы «популярный ислам» (идеология восточного деспотизма) не знает ответов.
Улу уль-амр - это только двенадцать Имамов (мир им!), и никто кроме них. Как сказал Пророк (С): «Йакуну исна ʻашара амиран куллухум мин курайш» - «(После меня) будут двенадцать правителей, и все они из курайшитов» («Сахих Бухари», Книга 19, Назначение халифа). Или в «Сахих Муслим»: «Инна хаза ль-амра ла йанкази хатта йамзийа фихим исна ʻашара халифа куллухум мин курайш» - «Не пройдет это повеление (Ислам), пока пребудут среди них двенадцать халифов, и все они из курайшитов» («Сахих Муслим», Книга правления, «Глава о том, что человечество должно следовать за Курайш»).
Не 11 и не 13, а двенадцать чистых светов, идущих один от другого: первый из них - Али ибн Аби Талиб (мир ему!) и последний - худжжат нашего времени Махди (да ускорит Аллах его приход!)
Никто кроме них не обладает властью над людьми: только их власть - одновременно политическая и духовная - является легитимной и божественной, тогда как власть всех остальных - узурпация и тирания. Только эта иерархия является иерархией Аллаха, эта конституция - Его конституцией, эта система - Его системой, которая будет стоять вечно, и никогда не разрушится, и никакая неправда не подступит к ней ни спереди, ни сзади. Это царство Бога, Божье царство, империя сплошной святости, чье основание находится на земле, а вершина уходит в небо, к Трону Всемогущего. Враги разобьются об его твердыню, как пустые горшки, и когда наступит время, оно охватит собой всю планету. Ничего другого не существует. Всё остальное надо забыть и выбросить в мусорную корзину без всяких сомнений. Любой иной строй - незаконный по определению и ведет находящихся в нем к разложению, гибели и Аду. Как сказано в Коране: «Фа маза баʻда ль-хакки илля заляль» - «Всё, что после Истины, - заблуждение» (10: 32). Точка.
Зиярат «Джамиа ль-кабира» («Великое собрание») от десятого Имама Хади (А), называемый «паспортом Ахль уль-Бейт», говорит:
Он (Аллах) избрал вас по Своему знанию
И утвердил вас для Своего сокровенного,
И выбрал вас для Своих тайн,
И укрепил вас Своей силою,
И возвысил вас Своим руководством,
И отметил вас Своим доводом,
И озарил вас Своим светом,
И наделил вас Своим духом,
И одобрил вас Своими наместниками на земле,
И очевидным доводом над Своими творениями,
И помощниками в Своей религии,
И хранителями Своих секретов,
И сокровищницей Своих знаний,
И обителью Своей мудрости,
И толкователями Своего откровения,
И столпами Своего таухида…
Чрез вас вступают на прямой путь,
И вы - великая дорога (к Аллаху)…
И достиг спасения тот, кто под вашим вилаятом,
И направился вместе с вами к обители довольства,
А тот, кто отверг ваш вилаят, под гневом Милостивого.
«Факад атайна аала ибрахима ль-китаба ва ль-хикмата ва атайнахум мулькан азыма» - «Мы даровали роду Авраама Книгу и мудрость, и даровали им великую власть» (4: 54). Род Авраама (А) - это кто? Пророк Мухаммад (да будет мир над ним и родом его!) - потомок Авраама от Исмаила, но в аяте говорится не о нем одном, а о роде. Кто этот род, которому дана мулькун азым - «великая власть»? Кто, прочитав этот аят, еще будет сомневаться в правах Ахль уль-Бейт (А)? Кто будет говорить, что власть над человечеством принадлежит не им, а язидам, харунам рашидам, саддамам, королям фатхам и прочему праху? «Мы даровали роду Авраама Книгу и мудрость, и даровали им великую власть». Великую власть. Подумаем над этим.
Учитывая все сказанное, нам станет понятна необходимость того, что часто ставят в претензию шиитам - траурных церемоний, плача по Имамам (А). Почему они плачут, кричат, бьют себя, разве это достойно верующих? Разве это не бидаат в религии? Разве принято так вести себя в Исламе? Ответ на данный вопрос возможен только при условии познания Имамата и истинного положения вали. Для тех, кто не познал этого, делающие траур по Имамам будут казаться сумасшедшими. Действительно, если я не понимаю причину какого-то действия, а вижу только следствие, как я могу понять его мотивы? Если мы видим людей, которые собрались в одном месте и тут же начинают плакать, их поведение покажется нам по меньшей мере странным. И так будет до тех пор, пока мы не поймем, по ком они плачут, кто на самом деле были те убитые, по которым они плачут. Разве вы не кричите, когда вашему телу причиняют боль? Но наша боль по убитым и угнетенным Имамам сильнее этой боли. Вали ближе к верующему, чем он сам. Если у верующего есть душа, то вали - сущность его души, если есть тело, то вали - тело этого тела. Нам говорят: много плакать и стенать - не сунна Пророка (С). Пророк (С) так не делал. Правильно, Сунна Пророка (С) состояла в подчинении этим людям, которых вы убили. Сунна Пророка (С) не предусматривала их угнетения, их истребления и тем самым слома всей Системы Ислама на корню, фактически - уничтожения Ислама. Если бы вы их не убили, мы не плакали бы по ним.
Поэтому с теми, кто возражает против церемоний шиитов на Ашуру и другие траурные дни, не следует спорить и приводить им какие-то доводы. Мы говорим: идите, познайте Имамат, познайте Ахль уль-Бейт (А), потом приходите. Идите, изучайте религию Ислам. Тогда вам все станет ясно. Прежде этого нам не о чем с вами разговаривать. Вы все равно ничего не поймете.
Сказал Имам Садык (А): «Нанху ллази фараза Ллаху таʻтана ла йасаху ннас илля маʻрифатана ва ла йуʻзару ннас би джахалатина» - «Мы - те, подчинение кому Аллах сделал обязательным, только познание нас важно для людей, и нет оправдания для тех, кто не познал нас». Нет оправдания. Не познал Ахль уль-Бейт (А), не подчинялся вали, не следовал Имаму своего времени - отправляйся в джаханнам. Там будешь разговаривать о «бидаатах в шиизме».
Траурные церемонии навсегда останутся камнем преткновения между признающими вилаят и теми, кто его не признает. Потому что они вытекают из великой любви, коранической маваддатун филь курба, которую шииты имеют, а остальные - нет. Во все времена первое, на что направляли остриё своих атак тираны и угнетатели, от Язида до Саддама, были траурные церемонии - прежде всего на Ашуру и Арбаин Имама Хусейна (А). Не существовало такого тагута, который не пытался бы запретить эти церемонии. Намаз, пост, халяльная пища, хиджаб - всё это было дозволено, это не трогали, но как только речь заходила об Ашуре, начинался совсем другой разговор. Почему? Потому что эти церемонии выражают дух Шиизма. То есть дух Ислама вообще. Они есть живое, из года в год повторяющееся подтверждение завета с вали Аллаха, договора с ним, подчинения ему. Лаббейка йа Хусейн - «мы перед тобой, Хусейн!» Лаббейка йа Махди - «мы перед тобой, Махди!» Какой тиран потерпит это - договор не с ним, а с вали Бога? У каждого деспота эти церемонии есть кость в горле. Он хочет иметь дело с теми, кто находится в его системе, а не в системе Аллаха, системе вилаята.
Эти церемонии не являются обязательными в религии Ислам, как намаз или пост в месяц рамазан. Но, тем не менее они, без преувеличения, есть то, что поддерживает само существование намаза и поста. Не будь их, снова и снова поднимающих людей на борьбу, соединяющих их в один грандиозный порыв, - и давно не было бы ни намаза, ни поста. Как сказал Муавия одному своему сатрапу: «Я до сих пор не победил. Знаешь, когда я одержу победу?» - и показал пальцем в сторону окна, откуда раздавался азан. - «Когда этого звука больше не будет». После Ашуры у Имама Саджада (А) спросили: «Победил ли Хусейн (А)?» Он ничего не ответил, просто указал на звучащий азан: «Слышишь этот звук? Хусейн победил».