История Адама и сатаны

Oct 29, 2013 11:52

                                    

«И вот, сказал Господь твой ангелам: “Я поставлю на земле халифа”. Они сказали: “Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" Он сказал: “Поистине, Я знаю то, что вы не знаете!”» (сура «Корова», аят 30).

Некто спросил у Имама Садыка (А) о значении тавафа вокруг Каабы. Он ответил: «Вот Аллах сказал ангелам: “Я поставлю на земле халифа”. Они сказали: “Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?..” - и Он разгневался на них, и они просили после этого покаяния, и приказал Он им совершать обход вокруг ограды, и это - Дом обитаемый (бейт мамур), и они пребывали возле него, вращаясь вокруг него семь лет, прося прощения у Аллаха за то, что сказали. И Он простил их за то, что они сказали, и стал доволен ими. И это - корень тавафа: Аллах сделал Запретный Дом подножием Дома обитаемого и местом покаяния для тех, кто согрешил из потомства Адама, и очищением для них».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 48).


Имам Садык (А) сказал: «У Адама на небесах был друг из ангелов; когда же Адам был низведен с небес на землю, ангел стал страдать от одиночества. Он пожаловался Аллаху и попросил позволить ему спуститься на землю к Адаму. И Он позволил ему. Ангел спустился к Адаму и нашел его сидящим в пустыне земли. Когда Адам увидел ангела, он положил руку ему на голову и закричал. Ангел сказал ему: “О Адам, я вижу, что ты ослушался своего Господа и возложил на себя то, что ты не способен вынести. Знаешь ли ты, что сказал нам Аллах о тебе, и мы возразили Ему? Он сказал: ‘Я сделаю на земле халифа‘. Мы сказали: ‘Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?‘ И Он сотворил тебя, чтобы ты был на земле и поднялся, дабы быть на небе». Имам Садык (А) сказал: «И Аллах утешал этим Адама трижды».

(Тафсир Айаши, том 1, С. 50).

«И вот, сказали Мы ангелам: “Поклонитесь Адаму!” И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим» (Корова, аят 34).

Имам Садык (А) сказал: «Аллах, велик Он и свят, приказал ангелам поклониться Адаму, и этот приказ относился также к Иблису. Иблис пребывал с ангелами на небесах и поклонялся Аллаху, и ангелы думали, что он - из их числа, но он не был из их числа. Когда же Аллах повелел ангелам поклониться Адаму, вышло наружу то, что имелось в сердце Иблиса из зависти, и тогда ангелы узнали, что он не из них».

У Имама (А) спросили: «Как приказ Аллаха поклониться Адаму мог относиться к Иблису, если он не был из ангелов?»

Он сказал: «Иблис находился в воинстве ангелов, но не был сотворен из их природы, и это потому, что Аллах создал творения прежде Адама, и Иблис был среди них царем земли. Но они ослушались, и стали совершать нечестие, и проливали кровь, и Аллах послал ангелов, и они убили их, и вознесли Иблиса на небо, и он поклонялся Аллаху вместе с ангелами до тех пор, покуда Он не сотворил Адама».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 49).

От Имама Али (А), что он сказал:

«Поистине, Аллах, велик Он и свят, пожелал сотворить творение Своей дланью, после того как прошло на земле семь тысяч лет джиннов и наснас (творения, похожие на человека, в мифологии известные как "титаны"). И было сотворение Адама по Его замыслу, и Он сорвал завесу с небес и сказал ангелам: “Взгляните на обитателей земли из джиннов и наснас”. И когда ангелы увидели, какое нечестие, кровопролитие и разврат творят они на земле, поразились, разгневались и огорчились за обитателей земли. Они не сдержались и сказали: “О Аллах, Ты - Великий, Могучий, Сокрушающий, Огромный, а это - творение Твое слабое, жалкое, вращающееся в Твоей деснице, живущее Твоим пропитанием и наслаждающееся Твоим уделом. И они выступают против Тебя с такими великими грехами! Разве Ты не разгневаешься на них и не отомстишь им за то, что видишь и слышишь от них? Вот, мы поразились от этого и считаем это тяжким пред Тобою”.

И когда Он услышал это от ангелов, сказал: “Я поставлю на земле халифа”, который будет Моим доводом (худжжат) на Моей земле над Моим творением.

И ангелы сказали: “Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?..” - как производил нечестие род джиннов, “и проливать кровь” - как проливал ее род джиннов, и будут завидовать друг другу и враждовать друг с другом. Так сделай на земле халифа из нас, ибо мы не завидуем друг другу, и не враждуем друг с другом, и не проливаем кровь, и “мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя”.

Тогда сказал Он: “Я знаю то, что вы не знаете”: Я хочу создать творение Своею дланью, и сделать из его потомства пророков, посланников, праведных рабов и имамов, ведущих по прямому пути, и сделать их Своими халифами на Своей земле, которые будут удерживать их от неподчинения Мне, и предостерегать их от Моего наказания, и вести их к Моей покорности, и шествовать с ними по Моему пути. Я сделаю их доводом для Себя, и над ними - извинение и предостережение. И Я сотру наснас с лица земли, и очищу ее от них, и перенесу непокорных джиннов с Моего творения и блага, и поселю их в стихии и на краях земли, и они не будут соседствовать с потомством этого Моего творения. Я сделаю между ними и джиннами завесу, и они не увидят их, и не будут находиться рядом с ним, и не будут смешиваться с ними. А кто ослушается Меня из потомства этого Моего творения, которых Я избрал, - Я поселю их в обиталищах неподчинения и введу их в их обитель, и Я не буду спрошен.

И ангелы сказали: “О, наш Господь! Сделай же то, что желаешь! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты - Знающий, Мудрый! (2: 32)”.

И Аллах отдалил их от Трона (за то, что они сказали вначале) на расстояние в пять сотен лет и сказал: “Тоскуйте по Трону и указывайте на него перстами”. Затем же взглянул на них, велик Он и свят, и спустилась на них милость, и Он поставил для них Дом обитаемый (бейт мамур), и сказал: “Совершайте обход вокруг этого Дома и взывайте к Трону, и в этом Мое довольство”. И они совершали обход вокруг него, и это - Дом, в который входят семьдесят тысяч ангелов ежедневно, и не возвращаются никогда. И Аллах сделал Дом обитаемый покаянием для населяющих небеса, а Каабу - покаянием для населяющих землю.

И Аллах сказал, велик Он и свят: “Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь” (15: 28-29). И было это от Аллаха предшествованием для Адама перед его сотворением и Его доводом над ними. И Аллах зачерпнул Своей правой дланью (длань - в переносном смысле, как сила) горсть пресной воды Фурата, и сделал ее в Своей деснице звучащей глиной, так что она затвердела, и сказал ей: “Из тебя Я сотворю пророков, посланников, и Моих праведных рабов, и имамов, ведущих прямым путем, и призывающих к Раю, и их последователей до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, о том, что Я совершаю, но они будут спрошены”.

Потом Он зачерпнул другую горсть из соленой горькой воды, и сделал ее звучащей глиной в Своей деснице, и она затвердела, и сказал ей: “Из тебя Я сотворю тиранов, фараонов, высокомерных, братьев шайтанов и призывающих к Огню до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, но они будут спрошены”».

Он (Имам Али) сказал: «Условие этого - бада (возможность изменение предопределения) относительно них, тогда как для людей правой стороны нет бада (изменения в их счастливой судьбе)».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 52).

Комментарий: эпоха существования на земле джиннов и наснас до периода сотворения человека отражена в различных мифологических системах народов мира. Например, в греческой мифологии она названа "борьбой титанов и богов", где "титаны" - это наснас, в "боги" - это джинны.

Продолжение следует

история, Ислам и шиизм, хадисы, Коран

Previous post Next post
Up