К мудрости Имамов (А) из пророческого рода относится то, что им удавалось в нескольких словах выразить глубочайшие мысли, недоступные обычным людям. Множество подобных изречений сохранилось в шиитских книгах. Например, таким был случай с известным безбожником своего времени Ибн Аби Ауджа, "мусульманским Вольтером", остроты аргументов которого боялись все ученые исламского мира. Имам Садык (А) имел несколько диспутов с этим человеком, отрывки из которых мы уже приводили ниже. В каждом из них ему удалось полностью уничтожить его воззрения и тем самым остановить их распространение.
Но один из этих диспутов имел исключительный характер - Имам (А) победил в нем с помощью только одной фразы. Посмотрим, как это было.
Шейх Садук передает в «Таухиде», хадис 338:
Ибн Аби Ауджа вошел к Имаму Садыку (А), чтобы спорить с ним.
Имам (А) спросил его: «О, Ибн Аби Ауджа, ты соворен или не сотворен?»
Он сказал: «Я не сотворен».
Имам Садык (А) сказал: «Если бы ты был сотворен, то каким бы ты был?»
Тот не нашел ответа, встал и вышел.
Примечание: Смысл вопроса в том, что если Ибн Аби Ауджа не сотворен, то почему он находит в себе такие же качества, как и в сотворенных вещах вокруг себя, например, сделанных его же собственными руками, - длину, ширину, высоту и т.д.? Если он не сотворен, то он должен обладать совершенно иными качествами, чем сотворенные вещи вокруг него, а это не так. То есть вопрос в том, что если он несотворен, но в то же время похож на все эти сотворенные вещи вокруг него, то каким он должен быть, если бы он был сотворен?
К этому же относится хадис 336:
Передал Хишам ибн Хакам:
Сказал мне Абу Шакир Дайсани: «У меня есть вопрос: возьми разрешение от твоего учителя, чтобы я спросил у него. Я задавал его всем ученым, и они не дали мне удовлетворительный ответ».
Я сказал: «Не изложишь ли его мне, быть может, у меня есть ответ, которым ты будешь доволен?»
Он сказал: «Нет, я хочу задать его самому Имаму Садыку (А)».
И я взял разрешение, чтобы он пришел и задал вопрос. Он вошел и сказал: «Позволишь ли спросить?»
Имам (А) сказал: «Все, что желаешь, спрашивай».
И он спросил: «Каково доказательство, что есть Тот, Кто создал тебя?»
Имам (А) сказал: «Вопрос не выходит за пределы двух возможностей: или я создал себя сам, или меня создал кто-то помимо меня. И если я создал себя сам, то это также может иметь два смысла: или я создал себя при том, что раньше я уже был, или же я создал себя при том, что раньше меня не было. Если же я создал себя при том, что раньше я уже был, то ведь тогда я и не нуждался в этом создании. Если же я создал себя при том, что раньше меня не было, то ведь ты сам знаешь: то, что было ничем, не может создать из себя что-то. Из этого следует третья возможность, а именно: у меня есть Создатель, и Он - Аллах, Господь миров».
Этот человек поднялся и ушел, довольный ответом.