Sep 12, 2012 22:28
Чтоб вы себе знали, моя маман - несбывшаяся балерина и пианистка. Её в юном возрасте звали в Москву (хотя я не поручусь, может, в Питер) в балетную школу, но прабабушка, которая тогда ею в основном занималась, не отпустила маму. Сказала, что не может отпустить ребенка одного так далеко. Хотя причины тут, в основном, эгоистичные - страх, что с ребенком БЕЗ ТЕБЯ что-то случится, страх потерять свою роль в жизни этого ребенка. Да. Потом мама хотела быть доктором - бабушка отказалась, сказала, что одного идиота (т.е. её, бабушки) в доме достаточно. Адвокатом или прокурором мама не стала потому, что, опять же, надо было уезжать из города. В итоге, по причине того, что мама закончила музыкальную школу по классу ф-но, она пошла в муз.училище. Закончив его, получила специальность пианиста и преподавателя специальности, и работала в сельской муз.школе. Потом в жизни моей бабушки, на тот момент уже разведенной (и то, кажется, давно) случился Мирон Евдокимович, ныне покойный, который всем пришелся по душе и остался в роли мужа бабушки. И вот он сказал, что Лене, т.е. моей маме, обязательно надо получить высшее образование, и вообще эти училища это не дело. И мама попала на истфак (почему именно туда, не спрашивайте меня). Вообще, она просто покорилась родственникам и обстоятельствам. Если бы она так не тосковала по несложившейся балерине и не плевала бы из-за этого на всё подряд, могла бы стать неплохой пианисткой... Но мы все идиоты, не правда ли? Так мама порастеряла свои умения, и стала в итоге преподавателем общественных дисциплин в школе. Ненавидит эту работу, хотя выполняет по всем правилам и дети её любят, и учитель она хороший. Но... надо ли ей это? Вряд ли. Почему "порастеряла свои умения" - потому что для того, чтобы быть пианистом, надо работать постоянно, и этот труд практически несовместим с другой работой. Ну можно пару лет подрабатывать еще где-то, но долго так не протянешь. Потому что пианист должен заниматься минимум часов 6 в день. Мама всё детство имела такой график: встала в 6 утра (а то и раньше), села играть, потом еда и школа. После школы опять + уроки. Ясное дело, что просто "для себя" можно и часок в неделю заниматься, но это не профессиональный уровень.
Думаю, на фоне всех этих событий ясно, почему меня отдали в музыкальную школу на класс ф-но. Я поступила в обычную школу и одновременно - в музыкальную. И вот тут случилась громадная ошибка. Маме посоветовали учителя - я даже не постесняюсь назвать имя. Сильву Емельяновну. Да. Оглядываясь назад - непрофессионал и холерик. То есть ор у меня был на всех занятиях. Ну ладно, чтобы не забегать вперед - короче говоря, музыкалку я ненавидела, прогуливала всё, что могла, и не было для меня дня счастливее, чем когда Сильва заболевала. Сольфеджио и хор тоже прогуливала - так, за компанию. Для прогуливания хора, в общем-то, причин не было, это было помутнение рассудка и своего рода протест против системы )) А дома меня ждала мама, которая тоже холерик, и еще и учитель. Учительские дети меня поймут - такие родители дома продолжают вести себя, как учителя, но делают всё то, на что не имеют права в школе - орут и бьют по пальцам, подзатыльники дают... Маман у меня еще какая вспыльчивая. Не тот палец! Не тот палец! Не тот палец, я сказала! А раз на 4-5й - по пальцам. И орет. И у меня, соответственно, тоже истерика. Короче, у нас занятия вечно заканчивались ревом и слезами. Через 3 года мама решила, что хватит с нас этих пыток, и перестала со мной заниматься - оставшиеся 4 года я занималась только сама.
Потом случилось два события. Первое - заболела Сильва и меня не отправили домой, а посадили на одно занятие к другому преподавателю. Честно - я была в шоке. Я не знала, что уроки в музыкалке могут быть такими. Что человек может не орать, что может спокойно со мной разговаривать и что-то объяснять, что можно работать не в обстановке постоянного стресса, что тебя могут просто поправлять и навравлять, а не долбить в затылок... Ну я даже не знаю, с чем это сравнить. Я же воспринимала уроки у Сильвы и занятия дома, как данность - это у всех так, это так должно быть. А потом оказывается, что меня всё это время жестоко обманывали.
И второе - мне вдруг, ВНЕЗАПНО, на 7м году обучения, чисто случайно дали играть произведение, которое мне ПОНРАВИЛОСЬ. Всегда в начале года было как - Сильва мне говорит, я для тебя вот эти вещи выбрала, играет мне их, и спрашивает - нравится? Я думаю, что это вопрос чисто для формы, и отвечаю "да". Ну и всё. И вдруг, на 7м году, я узнаю, что мне могло не нравиться, что я могла отказаться! Мне попадается произведение, которое мне реально хочется играть, и я гоняю его часами, сама и без принуждения! Скажу вам, натуральный шок.
Теперь я думаю, что меня переклинило именно из-за этих двух вещей, хотя, возможно, дело было и не так. Тем не менее, в 4й четверти (и в 3й, кажется, тоже) 7го года я не посетила ни одного занятия в музыкалке. Вообще. Ни спец, ни хор, ни сольфеджио. Деньги, которые мама давала на оплату, я просто откладывала - не для себя, а чтобы не потратить случайно. И вот весной нам звонят из музыкалки, чтобы сказать, что я пропустила экзамен по сольфеджио и не оплатила обучение. У мамы был, ясное дело, натуральный шок. О, что меня ждало, когда я пришла домой из лицея! Впрочем, мне было уже всё равно - кажется, это был первый раз, когда я масштабно демонстрировала характер. Вообще весело - в музыкалке не волнуются, что ученицы 3-4 месяца не было на занятиях, их волнует, что она пропустила экзамен и не заплатила! Короче, меня со скандалом отправили в музыкалку извиняться и отдавать деньги. Я пришла в кабинет к завучу, отдать деньги (завуч у нас нормальная была, и звонила именно она), в надежде не сталкиваться с Сильвой, а она уже там сидит. С меня потребовали извинений. Ага, щас, подумала я. И выдала, что извиняюсь перед завучем, а перед Сильвой извиняться не собираюсь, так как виноватой себя не считаю. Ой, что тут началось... я уже мало что помню, 10 лет прошло как никак, но представить вы себе можете. И спросили еще, почему же я сольф и хор прогуливала? Я сказала, что боялась столкнуться с Сильвой в коридоре (частично - правда). А Сильва, говорят, в день хора выходная! Говорю, что не знала, а то ходила бы )) (Вот, ученикам надо знать, когда у их препода метод-день :) Сильва отобрала у меня ноты и с позором отправила. Да, она точно сказала, что не знает, что со мной произошло - три года нормально занималась, а потом "скатилась".
Пришла я домой, рассказываю всё это маме, а она говорит, что конечно скатилась через 3 года - ведь первые три она сама со мной занималась. И отправила забирать ноты. Кстати, для примера - каждый пианист для разогрева пальцев, тренировки подвижности и постановки рук/пальцев, играет гаммы. Я их не играла никогда - я не знала, что так надо. Мама была очень удивлена, когда узнала, что мы с Сильвой этим никогда не занимались!
В музыкалке я выслушала очередную порцию ора, спокойно так, с каменным лицом, еще немного повставляла комментариев - получила еще ора )) Мне было весело, честно скажу )) Ноты мне всё же отдали. Но проку с этого было мало - до экзамена по специальности оставалось всего ничего, а ничего не разучено вообще. В итоге, я сдавала экзамены, наверное, круче всех в музшколе. Потому что это был скандал, и я не была единственной виноватой, и это всё хотели замять. Так что специальность я вообще не сдавала, сольфеджио, муз. л-ру и хор - сдавала одна, с подсказками от препода. Типа, в каком году родился Моцарт? Ведь в таком-то, правда? И я говорила - правда! И мне говорили - молодец! И я получила свой диплом с тройками и четверками. Не помню, что за что. И сказала нашей собаке, что больше никогда она не услышыт, как я играю на пианино!
Да, классику я ненавидела. На дух не переносила. Плевалась. Знала, что оно может быть хорошим, но ненавидела уже из принципа. Короче говоря, из музыкалки я вынесла... ну, умение читать ноты (хотя не очень хорошо развитое) и ненависть ко всему этому процессу и всему, что с ним связано.
Так прошло... три года лицея, а потом еще два года университета. На втором курсе было аниме Gunslinger Girls, а в нем - Ода к радости Бетховена. Наверное, это была первая пташка, но очень слабая. Перед третьим курсом у меня наконец-то появился интернет, а осенью случилась... случилась Нодаме ))) Самая лучшая, самая теплая и самая милая )) Почему я её выбрала - до сих пор не знаю. Выбрала и всё. Сначала на музыку мне было как-то плевать. Всё изменилось, наверное, в 12 серии, когда они сыграли рапсодию в блюзовых тонах Гершвина - я её любила всегда, и даже музыкалка не смогла её убить. Наверное, после этой серии я начала доверять их выбору - ведь он в чем-то совпал с моим. А потом - 13я серия и 2й фортепианный концерт Рахманинова... и всё, процесс пошел. Медленно, туго, с большими задержками и простоями - но пошел. Я скачала сборник классики, который выпустили к Нодаме. Я влюбилась в фантазии Сарасате "Кармен". Наслушалась концертов, но еще мало. Еще влюбилась в 16ю фортепианную сонату Шуберта - причем мне казалось, что это одна из тех вещей, что я в детстве слушала. Только недавно оказалось, что я ошибалась...
На этом сборнике я просидела до этой весны. Меня Аня позвала в филармонию - сказала, что будут играть 2й концерт Рахманинова, я не могла это пропустить. А еще они хотели пойти на вечер, который будет перед тем концертом. Я предложила взять им билеты, они согласились (я намного ближе к кассам живу). И решила сама тоже пойти. Так я попала уже на 2 вечера, а потом уже сама хотела ходить. Попала на своих любимых солистов, которые показали мне, что классика может быть крутой )) И пересмотрела Нодаме )) Не помню точно, в конце зимы-начале весны, кажется. Тут уж я вытянула из неё намного больше - я подмечала вещи, которых не было на сборнике, я подмечала даже те, которые во 2м и 3м сезоне фигурировали, но их вообще не играли. К примеру, скрипичный концерт Чайковского. А еще - 1й фортепианный концерт Шопена. На дисках его не было, не знаю, как можно было его не включить туда! И вот его я действительно слушала всё детство - мама очень любила его играть. Красивый - улет. После филармонии у меня в плейлисте неожиданно оказался Брамс, теперь и Прокофьев...
Ну и самое веселое - в эту субботу я садилась с мамой за ф-но, она достала тот самый концерт Шопена... нет, я его не играла, мы скорее просто проводили оценку моих остаточных умений. Мама говорит, что неплохо. Но концерт, хоть я его и обожаю, это всё же страшновато... и вот вчера я вспомнила про сонату Шуберта )) Налетела на маму - а нот в доме нету! Мда. Скачала вчера ноты, на работе сегодня распечатала - на цветной бумаге, чтобы выглядели, как старые. Пришла домой, скрепила, обклеила... и села играть. В общей сложности, я просидела сегодня 2 часа - один до еды, один после )) В 9 вечера мама пришла ко мне и спросила, я что, ночью играть собираюсь? И выключила большой свет )) Никто из нас не помнит, чтобы меня когда-то выгоняли из-за пианино ))) Это реальный анекдот.
Мама говорит, что очень благодарна Нодаме ))) А я думаю, не пересмотреть ли ее еще раз - может, еще что вытяну.
Не могу сказать, буду ли я теперь каждый день за пианино, но, в любом случае, это огромный прогресс. Огромный.
Я не могу не любить аниме, потому что оно мне очень много дало )) И пусть говорят, что Нодаме выехала на полах фраков классиков, но для меня ведь это не минус. Спасибо )
P.S. Ах да, я еще забыла, что где-то году на 6м музыкалки со мной случился... орган. Как-то так вышло, что мама решила попробовать меня отдать учиться играть на органе нашей местной органистке (это так вообще называется?), Светлане Бардаус. Понятно, что стоило это совсем не дешево - 10$ за урок, так что я могла ходить только раз в неделю. В итоге я проходила, может, пол-года, не больше, потом денег не хватило. Вот это было обалденно - реально обалденно! Ну кто не хочет сыграть на такой махине? )) Инструмент, на котором играют и ногами, и руками, который размером с хороший дом - это невероятно )) В органе есть регистры - трубы, которые включают, чтобы воспроизводить определенные звуки. Но для тренировки вовсе не обязательно включать все, нужные для этого произведения - можно играть на более "тихих". Для экономии ушей так и делают обычно. Один раз в жизни я играла кусок со всеми нужными регистрами - и это было... класс. Но в общем и целом, эти занятия длились слишком недолго для того, чтобы сильно что-то изменить. Ну, кроме того, что я с тех самых пор хочу эти занятия продолжить. Эх.
music,
my life