Теперь от вас самих зависит, будут ли бродячие собаки рвать кошек и нападать на детей в вашем регионе.
Весной 2015 г. в Чите впервые в мире было введено чрезвычайное положение из-за бродячих собак. Тогда собаки в очередной раз загрызли ребенка. Это событие широко освещалось СМИ и
нам удалось тогда донести до широкой общественности информацию о том, что за гибель людей от бродячих собак в России никто не отвечает, потому что по существовавшему тогда законодательству убирать безнадзорных животных с улиц никто не был обязан.
После этого власти, наконец, обратили внимание на наши многочисленные обращения о
диверсии в законодательстве, проведенной в 2000-2004 годах, которая дала возможность зооаферистам проводить программу ОСВВ («отлов-стерилизация-вакцинация-возврат»). В этих обращениях мы обосновывали необходимость дать полномочия региональным властям безвозвратно отлавливать безнадзорных животных. В результате всего через 3 недели после трагедии в Чите президентом РФ был подписан Закон о разделении полномочий, в котором
«отлов и содержание безнадзорных животных» включили в полномочия региональных властей.
Тем самым были в основном устранены последствия диверсии в федеральном законодательстве, проведенной сторонниками программы ОСВВ.
После принятия этого федерального закона все субъекты РФ должны привести в соответствие с ним региональное законодательство.
Прошло два года, но власти на местах делать это отнюдь не торопятся. Наоборот, сейчас мы наблюдаем, что чиновники повсеместно активизируют усилия для проведения программ ОСВВ. Они поняли, что такого легкого и бесконтрольного способа присвоения бюджетных денег, как ОСВВ, больше не будет. Ведь воровать на приютах менее выгодно, потому что в них нужно содержать животных, а это сложно делать только на бумаге. Поэтому, закономерно, что изменение местного законодательства будет происходить тяжело, в том числе с боем, в судебном порядке.
И вот в 2016 году житель Ростовской области пострадавший от бродячих собак Константин Загика обратился в районный суд с требованием прекратить выпускать стерилизованных собак в места прежнего обитания, на основании нового Федерального Закона о разделении полномочий.
Его иск сначала был отклонен. Но Загика дошел до Верховного Суда. Верховный Суд не может отменить местный закон. Но, тем не менее, он
вынес решение в пользу Загики и постановил разрешить местным властям не выпускать стерилизованных бродячих собак в места отлова.
Результаты этого выигранного процесса войдут в правоприменительную практику, как «Разъяснение Верховного Суда по вопросу возврата стерилизованных бродячих собак в места отлова». И хотя в правовом поле РФ отсутствует прецедентное право, но, тем не менее, данное разъяснение будет, несомненно, использоваться судами и прокуратурами при вынесении решений об отмене ОСВВ. Причем добиться этой отмены, теперь может каждый.
Если в каких-то районах все еще продолжается программа ОСВВ и власти не спешат приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным, действует коллизия права, когда местное и федеральное законодательство противоречат друг другу. В такой ситуации добиться правовой справедливости на основании указанного «Разъяснения Верховного Суда» может не только пострадавший от собак. Любой волонтер может обратиться в прокуратуру с требованием признать не действительными местные правовые акты в части возврата на улицу стерилизованных собак. Прокурору в этой ситуации ничего не останется, как принять во внимание «Разъяснения Верховного Суда», и до приведения в соответствие местного и федерального законодательства разрешить не возвращать обратно на улицу стерилизованных собак. Принять другое решение прокурору трудно, так как коллизия права должна идти в пользу федерального законодательства. И, если есть заинтересованное лицо, которое на основании своего конституционного права на благоприятную окружающую среду, просит изменить местные правовые акты, прокурор должен вынести решение в его пользу.
Центр правовой зоозащиты