21 сентября 1217 года у местечка Вильянди (ныне город в Эстонии) произошло ключевое сражение
немецкого покорения Эстонии. Объединенной армией эстов командовал недемократичный вождь Лембиту, войсками немцев - сторонник толерантности и соблюдения всех прав человека ливский правитель Каупо из Турайды.
Эстонскую сторону в этом вооруженном конфликте представляла коалиция из шести основных земель (маакондов) континентальной Эстонии. Эсты были настроены дать решительный бой и остановить немецкую экспансию.
Эта решимость имела все основания - в сражении не участвовала седьмая земля Уганди (Унгаврия), но не по причине предательства. В 1215 году в ходе многократных рейдов крестоносцев и леттов её население было практически полностью истреблено во имя торжества европейских ценностей, и с 1216 года она уже была подчинена немцам
Армия коалиции насчитывала около шести тысяч воинов. Против эстов выступила трехтысячная ливонская армия хорошо обученных и мотивированных карателей, состоявшая из войск лампового и добродушного рижского епископа, гламурных крестоносцев графа Альберта из Голштинии, ордена меченосцев в надраенных доспехах и ополчения латгалов и ливов в первый раз выстиранных обносках.
21 сентября 1217 года в ходе сражения у Вильянди крестоносцы нанесли эстам сокрушительное поражение. Суммарные потери коалиции составили почти 1 000 человек, не считая безоружных эстов, пытавшихся удрать, милосердно вырезанных в лесу. Немцам в качестве трофеев достались около двух тысяч боевых коней.
Эта победа германцев во многом предопределила дальнейшую судьбу Центральной и Южной Эстонии, которые в ближайшие два года были также покорены. Не случайно, в конце XIII века, автор средневековой Ливонской рифмованной хроники Генрих Латвийский расценивал сражение как решающий эпизод в завоевании эстонских земель.
Поэт писал, что после этого сражения эстов принудили платить церковную десятину, строить замки и церкви, хотя они «редко делали это без принуждения господ и охотно избавились бы от этого бремени, даже если бы им пришлось терпеть муки ада».
Вот так европеизировали эстов. Добрые и славные традиции европеизации любой ценой культурные европейцы пронесли через века и успешно применяют в наше время.
пы-сы. Может, грешно стебаться над такими событиями. Но когда сравниваю европеизацию и русификацию - поражаюсь колоссальной разнице. И тому, что за муки и боль прибалтика превозносит европейцев. А за добро и милосердие - проклинает русских.