Jan 10, 2011 12:22
Честь дороже жизни
В 1929 году я получил повестку в НКВД. Зная о том, что за две недели до этого был арестован мой односельчанин Денильбек Келаматов без какой-либо видимой причины на то, я с мыслью о возможности и моего заключения под стражу пришел в районное отделение НКВД. Там у меня состоялся разговор с начальником отделения, который предложил мне оговорить Денильбека Келаматова и дать против него ложные показания. Сказав, чтоб я подумал над его словами, он проводил меня до дверей.
По возвращении домой я написал на Денильбека Келаматова положительную характеристику, какую только возможно было написать, поскольку он действительно был честным и порядочным человеком. Характеристику я дал подписать уважаемым людям нашего села и на следующий день отнес ее в райотдел НКВД. Начальник, прочтя мою бумагу, был просто взбешен и, еле сдерживая свой гнев, сказал, что если я до завтрашнего дня не дам необходимых ему показаний, то он вместо Келаматова арестует меня. С этими словами он возвратил мне характеристику, дав понять, что разговор окончен.
Выйдя за дверь и, немного подумав, я зашел в приемную, где и оставил этот документ, предварительно зарегистрировав его и записав для памяти входящий номер.
Затем как можно скорее вернулся домой, собрал кое-какие вещи и, дождавшись вечера, под покровом темноты уехал из села к родственникам матери в с. Ачалой, чтобы на какое-то время «залечь на дно», так как знал, что слова начальника районного НКВД - не пустая угроза. И только спустя более чем два месяца после этих событий, получив сообщение о том, что прежнего начальника НКВД сменил новый, я смог вернуться домой.
А Денильбек Келаматов был ранее освобожден из-за отсутствия доказательств его виновности. Денильбек Келаматов умер в раннем возрасте в 1932 году. По версии его родственников, причиной его смерти явился арест, весьма негативно отразившийся на его здоровье.
Со слов дедушки Билала Мациева записал Эдильбек Мациев.