koryxmavros Извините, не смогла ответить сразу, если ещё не совсем поздно, то...
Мы недавно с мужем возвращались с прогулки, и пришла нам "на встречу"))) вот какая мысль:
"Мир -театр( по Шекспиру конечно же)", а главный режиссёр его Творец. Но этот театр, как в Древней Греции, продолжается изо дня в день, в процессе можно поспать, поесть, где играют не только актёры, но и зрители. У этого театра нет чёткого сценария, какой-то приблизительный есть, да и он известен только одному режиссёру. Как в сериалах, насколько бы они ни были для вас противны, герои знают основную канву сюжета, остальное, все реплики и движения, им предстоит разыграть на ходу. Режиссер даёт им полную свободу самовыражения, вплоть до того, что персонажи могут поменяться ролями, главное, чтобы они сами не запутались. Кстити, в некоторых сериалах(теперь это всё чаще случается) сценарий пишется уже потом, когда сыгранно и снято, так, для порядка. Не придумываю - сама видела и даже участвовала.
И эта полная свобода позволяет отрицательному персонажу стать вдруг положительным, было бы желание, ну, и конечно же наоборот( Только ни один, даже самый положительный актёр, не может заставить другого измениться без его желания.
А ваше желание вопить, в данном случае - катарсис.
Мой ответ:
Да, жизнь - театр, да, мы играем разные роли, и подлец вдруг может совершить добрый поступок, и наоборот, - но во имя чего всё это? Какова была бы «правильная роль», правильная жизнь? Вот вы - мама, вы должны сказать ребёнку, что правильно, или, по крайней мере, учить его искать «правильное». Или иными словами: если режиссёр - Творец, и он дал нам свободу, разрешив импровизировать, то - чего он ждёт от нас? Причём, речь идёт конечно, не о «прописях», не о заранее предписанном долге - а о том, чтобы мы сами догадались, что должен именно я - в своей подлинности и единственности. Только тогда я подлинный соавтор Режиссёра, который всего лишь вывел нас на сцену и наблюдает со стороны.
Метафора театра - наглядно выражает «театральность» современной жизни: все чувствуют себя на сцене и хлопочут рожами, напяливают маски, выдавая себя за кого-то. Сцена - это возможность лгать! И именно это и повергает меня в отчаяние. Дурак выдаёт себя за умного, а мерзавец - за общественного деятеля. спасителя страны. И поскольку мы этому верим - соответственно складывается жизнь. В эту дурацкую, кривую, ненастоящую жизнь - втянуты, увы, и люди искренние, которые живут, а не играют, которые и на сцене пытаются быть самими собой. Как правило, если они не подыгрывают циничным лицедеям, и не приклеивают лицемерную улыбку, им в жизни приходится труднее.
Итак - не говорим ли мы о разном? Я - о господствующей лжи, а вы - о мире как театре. В мире, где все «играют» (понятие игры изначально близко вашему поколению) - во-первых, труднее отличить бескорыстную увлечённость игрой от расчётливой лжи, а во-вторых, те, кто по тем или иным причинам «вне игры», как правило, в житейском смысле проигрывают. Мой вопрос: может быть, при этом они что-то и выигрывают? Например, сохраняют в себе живую душу. То есть - говоря по-евангельски - спасают её. Люди, живые лишь на физиологическом и интеллектуальном уровне, а душевно мёртвые - ещё одна метафора, которую я в своих текстах часто употребляю. И, наконец. если мы только «играем» - то где же реальность? Театр - прекрасная вещь, но его реальность условна, и сегодняшние участники действа эту условность сознают очень отчётливо. Вот почему для меня всё острее встает вопрос о реальности. Реальности меня самого, моей жизни, моего лица, а не маски. И реальности вне меня - реальности других людей, реальности мира. И тут вы меня поняли и поддержали, написав в комментарии:
«Реальность одна. Сколько бы людей сколько бы реальностей себе не напридумывали, та, самая главная, реальность только одна. Вернуться в реальность мира - это важно, но не все хотят этого».
В том-то и дело: не хотят! Ибо она от тебя слишком много требует и иногда причиняет боль. Я бы сформулировал: реальность - то, за что мы отвечаем. А если не отвечаем - то её (со всей её земной тяжестью) как бы и нет. Есть только виртуальная реальность моего сознания, которая гораздо удобнее, комфортнее. И если бы только моего! А то ведь и коллективного! Люди «договорились», и валяют дурака все вместе, создавая вот этот спектакль под названием «окружающая жизнь». Этим я и возмущаясь, глядя на дурацкий спектакль из зрительного зала, и говорю: вы что, не видите, это же откровенное надувательство!
Я об этом и в стихах:
что поделаешь - не играю.
Здесь живу. И здесь умираю.
Давайте договоримся: чтобы была реальность - необходима честность. Реальность открывается при свете совести. Реально то, что подлинно, что является настоящим. Как дерево. Как улыбка младенца, который ещё не научился лгать.