«Великий Григорий Нисский в 4-м правиле говорит: "Некоторым тончайшим исследователям заблагорассудилось и грех блуда именовати прелюбодеянием: поелику один есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою. Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и вземлющий несобственное очевидно вземлет чужое, ибо человеку дана от Бога единая помощница, и над женою поставлена единая глава. Итак, аще кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Сол. 4, 4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление оного. Но аще кто обратится не к собственному: таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющего. Посему, строжае исследовавшим сей предмет представлялся блуд не далеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо божественное Писание глаголет: не мног буди к чуждей (Притч. 5, 20). Но поелику для немощнейших допущено отцами некое благоусмотрение, т. е. послабление и снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием - навет и обида чуждому союзу. И общее врачевание сего греха состоит в том, да соделается человек через покаяние чистым от страстного неистовства к таковому плотоугодию. Поелику же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием; ибо в сем случае грех становится сугубым: един состоит в непозволенном сластолюбии, а другий в обиде другому. Итак, поелику осквернившиеся блудодеянием по прошествии девяти лет удостоиваются общения, то и беззаконие, содеваемое прелюбодеянием, врачуется с усугублением времени, в продолжении восемнадцати лет. А по расположению осквернившегося или ранее, или позднее подается причастие блага.
А 61-е (пр. ) святых Апостолов - явно изобличенного в прелюбодеянии, или в любодействе, или в каком бы то ни было запрещенном действии решительно не позволяет допускать не только до священства, но и в клир.
Великий Василий в 34-м правиле говорит: о женах, совершивших прелюбодеяние и по благочестию и страху будущего суда исповедавших грех, или каким-либо образом обличившихся, беременностию, например, или даже рождением младенца, в отсутствие своего мужа, отцы сказали, что не должно таковых делать явными принуждением проходить места епитимий, т. е. назначенные для плачущего, слушающего и припадающего, дабы не подать причины к смерти обличенных. Ибо муж таковой жены, увидев ее выходящею из церкви вместе со стоящими под епитимиями, не требуя более явного доказательства для расторжения брака, тотчас убьет ее: ибо, по Соломону, исполнена ревности ярость мужа ея (Притч. 6, 34); посему и повелели (отцы) таковым стоять вместе с верными и участвовать с ними в молитвах без причащения, пока не исполнится время покаяния.
А в 39-м (правиле св. Вас. Вел. ) говорит: живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка (т. е. совершившая прелюбодеяние с кем-либо и по смерти законного мужа смесившаяся с прелюбодеем законным браком): ибо таковой не позволяется жить с прелюбодеем ни по церковным, ни по гражданским законам, и если не отстанет от него, то грех ее не прощается, хотя и исполнит время епитимий.
Закон
Обвиненный в прелюбодеянии с женою не может взять ее в (законную) жену.
Всех тех, которые знают, что их жены прелюбодействуют, и не отпускают их, повелеваем подвергать наказанию: (ибо) тот, который не отпустил свою жену, впавшую в прелюбодеяние, (впрочем, не по одному только подозрению на нее в прелюбодеянии) есть сводник.
Но ныне и после осуждения муж может взять из монастыря жену свою, учинившую прелюбодеяние, по 117-й (читай 134-й) Юстиниановой новелле, которая говорит: повелеваем - жену, учинившую прелюбодеяние, подвергнутую приличным наказаниям, ввергать в монастырь; и если в течении двух лет муж захочет принять ее, даем ему власть сделать это и жить вместе с нею без всякой опасности: ибо брак не терпит вреда от того, что бывает в продолжении его; а если вышесказанное время пройдет, или муж, прежде чем взять жену из монастыря, умрет, в таком случае повелеваем, чтобы жена была пострижена и приняла монашеский образ.
Если муж, обвинивший свою жену в прелюбодеянии, изобличит ее, тогда, по совершении развода, повелеваем мужу удержать предбрачные дары, а также и приданое и, кроме того, если не имеет детей, брать из иного имущества жены столько, сколько составляет третью часть ее приданого, так что в собственность мужа обращается и приданое и эта определенная от нас пеня; а если он имеет детей от своей сожительницы, в таком случае приданое и иное имущество жены (повелеваем) сохранять для детей; таким же образом (повелеваем) подвергать наказанию и прелюбодея, законно обличенного, вместе с женою (вступившею с ним в преступную связь): и если прелюбодей имеет законную жену, в таком случае приданое и предбрачные дары (повелеваем) сохранить в ее пользу, а остальное имущество мужа (повелеваем) получать восходящим или нисходящим - до третьей степени, если таковые есть, а если нет, обращать в казну.
Прелюбодеи, по телесном наказании и острижении волос, должны быть наказаны вырыванием ноздрей, а те, которые были посредниками и пособниками такового нечестия, по телесном наказании и острижении волос должны быть навсегда сосланы.
И 32-я новелла императора Льва определяет подобающие наказания прелюбодеям и прелюбодейцам. Именно, она наказывает прелюбодея и прелюбодейцу отсечением ноздрей и определяет, чтобы муж жены, совершившей прелюбодеяние, брал себе приданое ее, и она была заключена в монастыре, но против воли не была постригаема, а остальное имущество ее, сверх приданого, должно быть разделено между детьми ее и монастырем, или, если у нее нет детей, между родителями ее или иными близкими родственниками.
Преступление прелюбодеяния простирается не только на растление законной жены, но и на неимеющий законной силы брак и на беззаконный, и на обручение, и на конкубинат.
Застигший прелюбодея в совокуплении со своею женою, если ему придется убить его, не подвергается наказанию как человекоубийца: ибо муж только в собственном доме может убить прелюбодея, застигнутого в самом акте преступления, и при том если это будет служащий на сцене или другой, не имеющий чести. Но мужьям не дано право убивать жен своих, учинивших прелюбодеяние.
Различные законы постановляют, что жена не иначе осуждается в прелюбодеянии, как только посредством явных доказательств, т. е. посредством пяти свидетелей, с клятвой показывающих, что они видели в самом действии совершаемое прелюбодеяние. Ибо поэтому и не все могут возбуждать обвинение в прелюбодеянии, но пять лиц: муж, отец ее, брат, дядя по отцу, дядя по матери: ибо таким образом бывает более достоверный предлог к исследованию. А если обвинителями будут посторонние и если докажут, то прелюбодеи наказываются отсечением ноздрей; если же окажется, что они взвели обвинение по вражде, в таком случае сами терпят таковое наказание; но сама жена, сознающаяся, что учинила прелюбодеяние, не осуждается, что странно.
Имеющий двух жен должен быть наказан ударами, а приведенная жена изгоняется вместе с рожденными от нее детьми. Кто покусился иметь двух жен не по закону, а по развращенности воли, подлежит осуждению прелюбодеяния: ибо совокупившийся с свободною женщиною, при жизни жены своей, осуждается как блудник, а тот, который привел вторую супругу в брачное общение, наказывается как прелюбодей.
Должно знать, что есть лица, которые согрешают (прелюбодеянием), но не подвергаются наказанию (прелюбодеяния): учинивший прелюбодеяние с женою своего раба и учинивший прелюбодеяние хотя и с замужнею, но распутною женщиною, не подлежит осуждению как прелюбодей, а жена не подвергается наказанию (прелюбодеяния), когда он изнасилует ее против воли, хотя она, стыдясь, и не объявит о случившемся своему мужу»*.
*- Из Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря Часть m Глава 14-я. - о прелюбодеянии
(Перевод с греческого свящ. Николая Ильинского)