Илья Кормильцев, Пять лет туземной борьбы

Feb 23, 2012 18:49

Перепечатка из журнала "Рок обозрение".
Набрано по оригиналу журнала "333" ("За Зеленым Забором"),
выходившем в Вильнюсе,
№1, декабрь 1988 г.

Очень хотелось получить материал из Свердловска. Материала из Свердловска не было. Вот тогда и появилась мысль заглянуть в старые номера свердловского «Рок обозрения». Так появилась в номере эта статья, и эта рубрика, которую мы надеемся сделать традиционной.\

Илья Кормильцев
Пять лет туземной борьбы



Есть такой анекдот: «Два туземца, гуляя по родному острову в поисках крокодила, нашли японскую полевую пушку. «Давай стрельнем по Большой земле!» - сказал один другому. Сказано - сделано. Они распотрошили патроны от своих винчестеров, ссыпали порох в ствол, забили туда камни и кокосы, и поднесли спичку. Пушку раздолбало, туземцев засыпало кокосами, пообрывало руки-ноги. «О-О-О!» - сказал один другому, - представляешь, как у них там бабахнуло!»

К чему это я? Да к тому, что на нашем «архипелаге» такой стиль мысли, порожденный изоляцией и культивирующимися представлениями о туземной избранности процветал вплоть до 1982 года. Самовлюбленные туземцы «УРФИН ДЖЮС» и «ТРЕК» наносили прицельный удар по Большой Земле с такой яростью, что некоторые части их собственных тел годом позже находили аж в Казахстане.

Осенью 1982 года наше небольшое племя потрясено не менее индейцев острова Гуантанами, увидевших Колумба. Оказалось, что на Среднем Западе существуют какие-то «АКВАРИУМ», «ЗООПАРК» и т.д., и т.п.

Естественно, шаманы племени занялись спасением туземной исключительности, появились псевдосоциологические подтяжки: «Уральская конда», «Здравый смысл», «Среднелобая музыка», «Антигерой» - и даже кто-то, зажимая гитару в руках в перерывах между слушанием Питера Гэбриела, кричал, что он-де «Пролетарий». Появление на «архипелаге» зимой 1982 - 1983 года Майка собственной персоной дало пищу для новых концепций, построенных на опыте личного общения. Всплыло, дышащее крестьянской непримиримостью, слово-термин «Гунявые». Некоторые товарищи, тяготеющие к приятному авторитету консерватории и профессиональной композиции придумали максиму: «У них есть экстравагантная социальность, у нас - музыка», лишив тем самым бедную музыку всяких прав на экстравагантную социальность.

В это время происходило также много событий, имеющих важное значение для туземцев, но почти не замеченных в Рио-де-Жанейро: семинары ГК ВЛКСМ, блистательно-бездарная эпопея под названием «У.Д. ТРЕК - в филармонию!», появление «Третьего мира» в лице Народной Банановой Республики НАУТИЛУС (которые противопоставили традиционной моде на «комплекс самолюбования» собственное несчастье «комплекса неполноценности», что, впрочем, имело на Большой Земле те же сокрушительные последствия), взлет и падение Александра Новикова, распад спонтанным делением группы «ТРЕК» и много других ритуальных праздников.

Количества водки, выпитой в то время, хватило бы на приобретение нового комплекта «Динаккорта».

На этом фоне постоянно решался традиционный для основной интеллигенции вопрос: «Как относиться (и относиться ли вообще как-нибудь) к официальным кругам, дающим разрешение на исполнение туземной музыки со сцены?». Вопрос этот решался в разное время разными коллективами по-разному, однако с одинаковым результатом. Правда, в этих битвах островитяне крепчали.

Большая земля цвела и строилась.

Тут-то и грянуло.

Сначала - «Банановые острова», потом Юра Шевчук. Тогда с ним обошлись просто: первое назвали той самой «музыкой», которая, конечно, крута и свежа, второе отнесли к разряду «периферийной целомудренности», противопоставленной падению - ни дна им ни покрышки - столиц».

Однако ситуация менялась: потихоньку, тайком от друзей-товарищей, с берегов Исети к берегам Невы потянулись первые робкие ходоки. Сбросив истоптанные лапти на асфальте у парадного (Рубинштейна, 13), они входили и смотрели. Потом возвращались и хвастались, чтобы услышать в ответ краткое уральское «Н-да?», заключающее в себе непередаваемую гамму эмоций.

Наконец в город приехал Ю.Шевчук. Он оказался… тем да не тем. Да, он показался «махром» и просто отличным человеком, но «махровость» его была странного рода, как бы совсем не островная. Он позволял себе говорить о Боге и многом другом, в описываемых местах не принятом.

Охота на крокодила, основной промысел туземцев, пришла в упадок: с осени 1982 года появился только один альбом («Переезд» НАУТИЛУСА)! Стало модным учиться в музыкальном училище.

И вдруг мало-помалу, так незаметно для себя, мы оказались там, где мы есть. Где? - В тихом омуте, как известно.

Но времена-то, они меняются.

Почему я так думаю? Да потому, что произошло два по-настоящему замечательных события: «Жизнь в стиле хэви-метал» «УРФИНА ДЖЮСА» и «Невидимка» нынешнего «НАУТИЛУСА».

Запись «У.Д.», с одной стороны - яркое отражение смятения туземцев, их эстетической (не говоря уже об идейной) непоследовательности; но с другой стороны - это не провал. Большая вещь - и здесь в первую очередь надо отдать должное человеческим и творческим качествам джюсовцев.

Что касается «Невидимки» нынешнего НАУТИЛУСА, который теперь еще и ПОМПИЛИУС, то здесь начало того, что можно смело назвать сопричастностью современному музыкальному и духовному процессу не только на союзном, но и на мировом уровне. Справедливости ради добавим, что создавая «Невидимку», НАУТИЛУС не ведал, что творил, даст Бог - осознает.

Новый аспект: рок-клуб! Наконец-то в силу свежих изменений воздушных потоков, о нем можно говорить на уровне Томаса Мора и Кампанеллы.

Правда, существуют настроения в духе отзовизма. Они понятны: уровень островитян возрос - год назад их бы устроил любой клуб, теперь - дудки! У большинства настроение боевое (в отношении музыкальных заказов). Но за это, согласно пословице, придется платить…

Изменения, изменения, изменения. Читают уже не только братьев Стругацких. Положительно. Начали употреблять слова «искусство», «художник» не с понтом и не со стыдом, по их прямому назначению. Показательно. Вообще, куда больше желания понять «Кто я? Где я? Куда я, куда?»

Почти исчезли фраз о «близости к народу, к молодежи…»

Так может быть, все-таки грянем?

Эй вы там, на Большой Земле, берегитесь что ли?

P.S. Сегодня я слушал две пластинки Дж.Леннона «Sometimes in New York City» и Кинг Кримсон «Islands», пытаясь охватить разом эти противоположные полюса: «Чего же нам в первую очередь не хватает?».
И того, и другого.

1988, тексты Ильи Кормильцева

Previous post
Up