Если мы сообщаем рикше куда мы хотим доехать, то рикша выполняет наше желание, но это происходит не напрямую. Рикша, руководствуясь своим желанием заработать, тянет свою тележку в ту сторону, куда ему сказали. То есть на какое-то время желание рикши совпадает с желанием пассажира.
В варианте водитель и машина все происходит совсем по другому. У машины нет своих желаний и машина едет туда, куда водитель хочет повернуть руль. Машина, поворачивая туда, куда хочет водитель, следует воле водителя не руководствуясь своими желаниями, так как у машины своих желаний просто нет.
То, что была названо вариантом водителя и машины, на языке каббалы называется меркава. О наших праотцах Аврааме, Ицхаке и Яакове сказано что они были меркавой Всевышнего. Это означает что они не "заслоняли" собой Всевышнего, и действия праотцов в нашем мире "раскрывали" качества Всевышнего. Несмотря на то, что это чрезвычайно высокий уровень, или скорее всего именно из-за того, что этот уровень был в каком-то смысле слишком высоким, понадобилась следующая ступень -12 сыновей Яакова(Тора Ор, 77).
Уровень, который был достигнут Авраамом, Ицхаком и Яаковом не то чтобы трудно достижим, нам даже довольно тяжело себе представить как можно достичь такого уровня. Глубочайшая пропасть между уровнем потомков и уровнем праотцов преодолима через промежуточное звено - двенадцать сыновей Яакова.
Двенадцать сыновей Яакова - они же двенадцать племён Израиля - связывают нас с уровнем праотцов. Их души обладали возможностью спустить свет до самого низа, где этим светом уже могут воспользоваться все. Интересно, что само слово шевет (племя на иврите) - очень похоже на кохва деШавит (в переводе падающая звезда) (Брахот 58-Б). Так же и слово мате - ещё одно из слов означающих племя - также переводится как посох. Оба этих примера, как падающая звезда так и посох, указывают на спуск с уровня Авраама, Ицхака и Яакова до самого нижнего уровня - уровня земли.
Почему же тогда если 12 братьев должны провести этот яркий свет в самый низ этого мира, в этом мире довольно-таки темно? Дело в том, что несмотря на связь между душами 12 братьев и 12 знаками зодиака, принцип связи между верхним и нижним в этих двух случаях совершенно разный. В случае с зодиаком речь идёт о фильтре, который разделяет верхние и нижние мире. Связь между верхом и низом в этом варианте механистична.
Души 12 братьев помогают нам прикоснуться к уровню праотцов по принципиально другому сценарию. Бааль аТания объясняет, что ключ к пониманию лежит в процессах итарута дэлитата (пробуждение снизу) и итарута дэлейла (пробуждение свыше). Основной принцип молитвы заключается в пробуждении у молящегося определённого чувства или атрибута (пробуждение снизу), тем самым надеясь на проявление того же чувства или атрибута со стороны Всевышнего (пробуждение свыше).
Одно из качеств Всевышнего, которое было раскрыто Яаковом в этом мире, это качество милосердия. Важно понимать, что Яаков раскрыл милосердие самого Всевышнего, а не развил своё собственное чувство милосердия. 12 сыновей Яакова распространили атрибут милосердия ещё дальше. Но как такое может быть, ведь милосердие Всевышнего должно быть абсолютно?
Разница заключается в том, что милосердие Всевышнего распространяется на все сотворённое, и совсем не обязательно, что само сотворённое испытывает те же чувства по отношению к себе и к окружающим. Другими словами: быть любимым Всевышним это одно, а любить себя и всех остальных - это совсем другое.
Перед главной молитвой амида всегда читают теилим, говорящие о величии Всевышнего и заставляющие осознать насколько мы далеки от Создателя. Этот контраст между душой человека, которая является в буквальном смысле частью Всевышнего, и тем состоянием, которое большинство людей называет повседневной жизнью, призван подчеркнуть спуск души с "высочайшего пика в глубокую яму" (Хагига, 5-Б). Эта разница должна заставить человека ощутить милосердие к своей собственной душе, и тому кошмарному положению вещей к которому все привыкли, тем самым пробуждая милосердие свыше.
Весь этот процесс - это работа Яакова и его сыновей. Само имя Яакова можно разделить на две части: юд и эйкев. Буква юд - числовое значение которой десять, указывает на полноту и завершённость верхних миров (Менахот 29-Б). Эйкев (на иврите пятка) конечно же указывает на самый низ этого мира. Яаков, и мы как его потомки призваны соединять самый верх с самым низом, при этом так же как и в видении лестницы Яакова ноги должны крепко стоять на земле, а голова быть высоко в небе.