Количество упоминаний о смерти в недельной главе Хукат превосходит все ожидания. Большинство законов и сюжетов этой недельной главы говорят об одном и том же - о смерти. Тут и законы о пепле рыжей коровы позволяющие избавиться от нечистоты вызванной контактом с мёртвым. Смерть и последующие похороны Мириам. Смертный приговор Моше Рабейну и Аарону аКоэну. Похороны Аарона. Претензии евреев к Моше: "Зачем вывели нас из Египта? Чтобы умереть в пустыне?"
Смертоносные змеи. В общем название недельной главы могло бы быть: все что вы хотели узнать о смерти, но боялись спросить.
Тем не менее глава называется Хукат. Хок - это тот вид заповедей которым Тора не пытается дать какого-либо объяснения. То есть это те вещи которым нет объяснения в обычных рамках понимания. Интересно что такое явление как смерть как раз таки попадает в категорию хок. Смерть воспринимается нами как данность, но о том что это такое и в чём
смысл смерти известно очень мало.
Смерть появляется в мире в результате выбора первого человека - съев плод Дерева Соединения Добра и Зла первый человек делает свой выбор и реализует сценарий по которому в этом мире появляется смерть. Рав П. Винстон подчёркивает что речь идёт не о двух разных деревьях -
отдельно о Дереве Добра и отдельно о Дереве Зла - а всего об одном дереве. То есть само по себе дерево не было источником добра или зла, все решило действие человека.
Дело в том что мы не осознаём насколько широким может быть диапазон человеческого выбора. В каббале есть такой термин "зу леУмас зу". Означает он приблизительно следующее: у всего в сотворённом мире есть зеркальное отражение. То есть все что может быть использовано для добра может быть использовано и для зла. Рав Моше Шапиро говорит о том насколько страшным может быть это соответствие.
Когда Моше стоит перед кустом который горит и не сгорает Всевышний говорит ему бросить свой посох на землю и посох превращается в змею. Моше пугается и убегает. А чего собственно испугался Моше? Какой-то змеи? Тем более при таком раскрытии Всевышнего человеку уровня Моше было бы легко сохранять спокойствие. Дело в том что Моше испугался конечно же не самой змеи, а того что его посох (с помощью которого было сделано столько чудес, посох на котором было выгравировано непроизносимое имя Всевышнего) - даже такая вещь может превратиться в змею. Моше испугался того что параллель между добром и злом уходит так далеко - и соответствующего этому расширения области свободы выбора.
Как известно, после дарования Торы на Синае смерть исчезла из-этого мира. Но всего через
40 дней после этого, при создании Золотого Телёнка, смерть опять перестала быть теоретической возможностью и стала осязаемой реальностью. Как известно пепел Рыжей Коровы исправляет ошибку Золотого Телёнка. Шем миШмуэль спрашивает, а почему нужно было ждать целых
40 лет после инцидента с Золотым Телёнком чтобы дать заповедь о Рыжей Корове?
Превращение из телёнка в корову это явная параллель с превращением из ребёнка во взрослого.
Золотой телёнок был проекцией желания всегда оставаться молодым, всегда оставаться ребёнком, не иметь никакой ответственности за собственный выбор. Рыжая корова - исправление Золотого Телёнка - это воплощение прямо противоположного процесса: процесса внутреннего роста и принятия ответственности за себя и за свои действия. Ведь все души это осколки души первого человека и до тех пор пока мы не повзрослеем и не получим ощущения этого уровня единства, смерть никуда не денется.