Корах. Границы Я.

Jun 25, 2008 22:21


"Корах сын Ицхара, внук Кехата, правнук Леви поднял бунт" (Бемидбар 16:1). Историю этого фантастического бунта и не менее фантастического исправления последствий этого бунта можно хорошо понять в рамках системной семейной психотерапии. Одним из основных терминов используемых для описания семейных структур является понятие границы. И как выясняется именно с границами между поколениями у Кораха были небольшие проблемы.

Родословная Кораха с описания которой начинается история бунта Кораха не только не оправдывает его действий (тяжелое детство, безотцовщина, ну некому было научить маленького Кораха уму разуму), но и усугубляет его вину. Более того, Раши добавляет что благодаря своему руах аКодеш (одна из форм пророчества) Корах знал что от него произойдут пророки такого калибра как Шмуэль, который со слов самой Торы был как Моше и Аарон вместе взятые (Теилим 99:6).

Неправильное отношение к уровню своих предков и потомков и приводит Кораха к бунту против Моше. В восприятии Кораха нет разницы между его предками -Яаковом, Леви, Кехатом, им самим и пророком Шмуэлем. В каком-то смысле в восприятии Кораха он настолько сильно идентифицирует себя с цепью поколений что теряет ощущение своего Я.

Корах протестует против неестественного выделения Моше и Аарона из общины, и говорит о том что вся община выделена, все стояли на Синае и все ощущают присутствие Всевышнего. Ужас ситуации заключается в том что в словах Кораха есть много правды. Он говорит о том положении вещей которое было обещано перед дарованием Торы: "И вы будете мне царством коэнов и отдельным народом" (Шмот 19:6).

Требуя такого расклада Корах совершает классическую ошибку - старую как человечество. Корах поспешил, так же как и Адам съел плод дерева соединения добра и зла не дождавшись Шаббата, так же как и Царь Давид берёт в жены Бат Шеву до положенного времени. Корах пытается достигнуть уровня к которому он просто не готов.

Для того чтобы понять насколько сильно ошибся Корах нужно вспомнить о том наказании которое было для него приготовлено. Моше предупреждает что если Корах умрет обычной смертью, то это будет означать что Моше неправ. Только если земля откроет свой рот и проглотит его то будет понятно что не прав Корах.

Важная деталь: перед началом представления Моше говорит народу Израиля отойти от Кораха и его команды. В соответствии с принципом мида кеНегед мида (мера за меру) Корах исправляется теми же путями которыми он пришёл к ошибке. Причиной бунта Кораха было нежелание правильного ощущения родственных связей и поэтому коррекцией этого состояния является полное устранение какой-либо связи с общиной Израиля.

Сама смерть Кораха это еще более яркий пример принципа мера за меру. Ребе Симха Буним из Пшисхи говорит что при обычном порядке вещей после смерти тело хоронят в земле. Но так как Корах спешил так сильно и "гнал картину" то и земля спешила и не могла дождаться времени когда ей вернут его тело.

Практические выводы которые можно извлечь из истории с Корахом практически противоположны уроку самого Кораха. Если сознание Кораха было настолько слито с его предками и потомками, что он с трудом замечал разницу, то для тех людей которые во взрослом возрасте приходят к Торе чаще всего всё обстоит совершенно иначе. Очень часто у людей складывается ощущение что они пришли к Торе исключительно в результате своих личных заслуг. Но в большинстве случаев решающую роль играют так называемые зхут авот - заслуги предков.

Важно понимать что мы не существуем, да и не может существовать, вырванными из цепи поколений. В большинстве случаев приход людей к Торе в большой степени обусловлен тем, что на уровне который обычно не фиксирует сознание, нашими родителями, бабушками или дедушками было передано что-то такое что и позволило начать этот путь.

Хумаш, Корах, Хасидут, Психология

Previous post Next post
Up