Пасхальная Агада говорит о том что причина по которой мы едим мацу в Песах является спешка с которой наши предки выходили из Египта и хлеб просто не успел заквасится. Похоже что это указывает на то что будь у них еще немного времени, они бы ели обыкновенный хлеб. Но этот взгляд прямо противоречит тому что за целых пять дней до исхода нужно было приготовить ягненка и есть его с мацой и марором.
По сути дела есть мацу нужно только в первый день Песаха. Во все остальные дни существует запрет на хамец (квасное) и поедание мацы в остальные дни Песаха - это всего лишь следствие этого запрета. Бааль аТания разделяет весь процесс поедания мацы в 7 дней Песаха на две качественно разных фазы - мацу которую мы едим во время Седера - первый день Песаха и мацу которую мы едим во все остальные дни.
Любой жизненный процесс всегда состоит из двух фаз - изначальной фазы оптимизма, когда первичный взрыв вдохновения дает нам силы идти вперед и следующей за этим второй фазы - фазы кропотливой работы которая зачастую в силу ослабевающей интенсивности ощущений и длительности работы ведет к разочарованию. В первую ночь Песаха, во время Седера мы празднуем выход из Египта - освобождение из рабства, рождение народа и первый прямой контакт со Всевышним. Это состояние сразу же сменяется периодом роста - началом новой изнурительной работы - счетом Омера - 49дневным походом в пустыню, дорогой ведущей нас к дарованию Торы.
Бааль аТания связывает первую стадию процесса с одним из высказываний Талмуда: ”до тех пор пока ребенок не ел пшеницы (мацы), не умеет говорить слово папа”. Даже после того как ребенок ”узнает” папу у него естественно нету полного понимания того что же такое папа. Но контакт установлен и корень из которого будет расти дальнейшее понимание уже заложен. Когда мы едим мацу в первую ночь Песаха находится точка соприкосновения с нашим родителем (Всевышним).
С этого момента и далее поедание мацы играет совершенно другую роль. Следует обратить внимание на то что сама фраза о маце во время семи дней Песаха проблематична с грамматической точки зрения. ”Мацот йеахель эт шиват йамим” (Шмот 13:7) - обычно переводится: “ Семь дней должны есть мацу” . Слово ”эт” позволяет прочесть эту фразу по новому: не мы должны есть мацу в течении семи дней, а сами дни должны есть мацу, то есть мы должны накормить эти семь дней мацой - наполнить эти дни вдохновением полученным нами в первую ночь Песаха.
Итак, то что мы должны есть мацу в течении семи дней Песаха дает нам возможность связать то вдохновение, те новые ощущения, тот духовный подарок который мы получили во время Седера с нашей работой во время счета Омера - тех 49 дней во время которых мы строим сосуд для принятия Торы. Возможность “заправки” первых дней Омера мацой дает нам шанс не разочароваться и не впадать в апатию во время длинного пути от Песаха до Шавуот.
Практический совет: Всегда важно помнить о том что начальная стадия на которой мы испытываем вдохновение, влюбленность, резкий подъем духа - это только подарок от Всевышнего. Для того чтобы это состояние не развеялось а стало постоянным придется долго и тщательно работать. Без того что мы будем продолжать вкладывать свои силы и упорно трудится это состояние быстро исчезнет. Но первая вспышка молнии - то что в начале всегда дает нам силы начать работу - эта первая вспышка всегда с нами.