Три предмета, которых не хватает в школе

Nov 24, 2019 08:13

Я закончил среднюю школу больше двадцати лет назад и с тех пор нередко жалел об отсутствии некоторых навыков, которые можно было бы преподавать в школе.



1. Искусство произносить речи перед группой людей. Для краткости предмет можно было бы назвать «Красноречием». Со стороны кажется - чего уж проще, выйти, донести нужные мысли, уйти. На самом деле, это очень трудно, даже перед знакомой аудиторией. Во-первых, психологический тормоз - слова почему-то застревают в горле, появляется глупый непонятный страх и так далее. Лечится, только если очень хорошо подготовиться и если постоянно выступаешь перед людьми. После преодоления этого страха вторая трудность - все эти «ээээ...», «ммм...», слова-паразиты, многословие и тому подобное. Лечится подготовкой речи - составлением плана, написанием речи, ее нужно несколько раз полностью произнести вслух.

На уроках школьники могли бы спорить (произносить речи) по какой-либо теме, заданной учителем. Я слышал о существовании похожих клубов, но никогда их в школах не видел.

Первый раз я остро ощутил отсутствие таких навыков при защите дипломной работы в университете. Я был готов, но защита выглядела ужасно. Я не подготовил плана речи, не произносил его, думал, что отличное выполнение самой работы и подготовка текста дипломной работы достаточны для того, чтобы я легко рассказал о них на словах. Это оказалось большой ошибкой.

Работа у меня - офисная и тут понадобилось произносить речи на совещаниях, инструктировать подчиненных; умение произнести речь очень нужно в арбитражных судах. Ну и, конечно, на корпоративах, куда без них.



2. Культура тела. Я не знаю, как назвать этот предмет, лучше опишу, что я под этим подразумеваю. Конечно, в школе есть физкультура. Но мне не нравится, как она организована. Что такое физкультура в нашей школе? Проходят какие-то занятия, на которых выполняются некие упражнения. К концу занятия ребята играют в игры типа футбола, баскетбола и волейбола. Несколько раз в год учитель устраивает проверки на количество подтягиваний, с замером времени пробега определенных дистанций и так далее.

Вся эта физкультура не дает никакого практического выхлопа. Физически неразвитые ребята так и остаются в хвосте, их показатели практически не растут. Например, я до 8 класса не мог подтянуться ни разу и всегда прибегал на любых дистанциях последним. Никто мне на физкультуре не рассказал, что нужно делать, чтобы хотя бы догнать остальных. Я сам считал, что это у меня такие врожденные способности и с этим вряд ли что можно сделать.

Ситуацию для меня изменила какая-то глупая маленькая статья в некой газетенке, название которой я сейчас уже и не помню. Там рассказывалось о биографии Арнольда Шварценеггера. Якобы он начал свою карьеру бодибилдера с 15 приседаний в день. Я тоже стал приседать по 15 приседаний в день, а потом понял, что этот принцип можно развить на другие упражнения, более нужные.

Я приседал 15 раз в день, потом добавил к приседаниям 10 отжиманий. У меня дома над лестницей отец сделал турник. Там я пытался подтягиваться. Сначала «с прыжком» подтягивался половинку расстояния до турника. Потом я придумал делать этот подход не раз в день, а три раза - утром, днем и вечером. Еще через некоторое время я решил, что «половинок» подтягиваний в день должно быть в сумме на 10 раз - то есть 20 подходов в день к турнику. Это было несложно, каждый раз, когда я проходил по лестнице, я делал подход - «половинку» подтягивания. Через месяц я уже мог делать за один подход несколько подтягиваний. Сумму в день я увеличил до 15 подтягиваний. В восьмом классе я удивил учителя физкультуры - к концу года на экзамене я подтянулся 8 раз, то есть впервые вышел на оценку «удовлетворительно». К концу школы я подтягивался 25 раз за подход.

С бегом всё получилось гораздо сложнее. В школе я так и не смог себя заставить заниматься бегом, да и не знал, с чего начать и возможно ли для меня в принципе здесь что-то сдвинуть с мертвой точки. Бег мне удалось победить только после демобилизации из армии и тоже только самому, без чьей либо помощи или подсказки.

Итак, что на мой взгляд должен представлять из себя предмет «Культура тела» (физкультура по-новому)? Во-первых, для всех ребят, сдавших тесты на «хорошо» и «отлично», данный предмет и любая другая физкультура в школе должны стать необязательными для посещения. Обычно, эти ребята имеют хороший уровень за счет каких-то дополнительных занятий в спортивных секциях или ими специально занимаются родители (это часто бывает, когда родители - бывшие спортсмены или любители разнообразных видов спорта).

Для оставшихся преподавателем должны быть составлены индивидуальные программы подготовки. Это, может быть, сложно звучит, но на практике для специалиста в этом нет большой сложности. Основная часть занятий отстающих должна проходить дома. Преподаватель должен дать каждому рекомендации и передать эти рекомендации родителям учеников. Рекомендации должны представлять что-то типа программ тренировок - например, три подхода в день (утром дома, днем в школе, вечером дома) столько-то приседаний, подтягиваний, отжиманий и тому подобное.

Кроме программ тренировок должны быть рекомендации по питанию. Все ученики должны вести дневник питания, подсчет калорий. Ребята с излишним весом должны получить рекомендации по ограничениям в питании, с недостатком веса - наоборот, чем питаться, чтобы добрать.

Собственно, на уроках по этому предмету в школе можно дать основы строения тела, соотношения жира и мышц, основы диетологии и тому подобные знания.



3. Что такое государство, его устройство и как им пользоваться. В наше время в школе был предмет, который назывался «Обществоведение». Не сомневаюсь, что и сейчас в школах есть что-либо подобное. Однако, велся он отвратительно и совершенно не котировался ни в школе, ни среди учителей, ни у родителей. На нем обычно мы записывали в тетрадки под диктовку какие-то большие скучные куски текста из конституции, кодексов законов и тому подобных источников.

На самом деле, можно было бы сделать из этого самый интересный предмет в школе. Каждый ученик берет себе на рассмотрение какую-нибудь бытовую проблему у себя дома или еще какую-то проблему, связанную с государством. Эту проблему он решает на практике под руководством преподавателя.

Например, около дома на дороге есть яма. Ученик ее фотографирует на телефон, узнаёт у преподавателя, что для ее ликвидации нужно написать жалобу в такой-то государственный орган. Ученик пишет жалобу, отправляет ее нужным образом (по интернету в электронном виде или в бумажном виде по обычной почте, как потребуется). Ученик должен контролировать срок обработки жалобы в государственном органе, реакцию чиновников и в соответствии с этой реакцией жаловаться выше или констатировать, что ремонт дороги состоялся.

Еще пример - практическое занятие по протестным митингам. Может быть приглашен представитель полиции в форме. Ученики имитируют митинг, а преподаватель (или полицейский) объясняет, чем грозит гражданину, к примеру, бросание камнями в полицейского. Или, наоборот, что делать, если полицейские применяют спецсредства. Когда применение спецсредств легально, а когда - является нарушением закона и что тогда гражданин может предпринять.

Еще пример - замена газового счетчика. Что делать, куда обращаться, сколько это стоит. Ученик всё должен делать сам на практике под контролем преподавателя и родителей.

Ситуаций масса, всё это очень интересно и пригодится в реальной жизни.

Обсуждение, Образование, Школа

Previous post Next post
Up