Ранее в контексте обучения детей 3D-моделированию я уже описывал веб-сервисы «Tinkercad» и «CoSpaces» (
ссылка), программу «Roblox Studio» (
ссылка), программу «LeoCAD» (
ссылка) и другие программы/веб-сервисы. Сейчас я заканчиваю курс у детей 7-8 лет по программе «MagicaVoxel».
Программа «MagicaVoxel»
«MagicaVoxel» - довольно маленькая бесплатная программа. Автор программы известен под псевдонимом ephtracy. Самая свежая на сегодня версия этой программы: 0.99.7.1 (Beta) от 29.05.2023 г. Размер дистрибутива программы в файле-архиве формата ZIP
MagicaVoxel-0.99.7.1-win64.zip составляет 3,59 Мб. Из названия можно заметить, что этот дистрибутив предназначен для компьютеров с 64-разрядной версией операционных систем «Windows» (на официальном сайте программы сказано, что существует еще версия для macOS).
Программа не требует установки. Достаточно развернуть из дистрибутива папку с файлами программы - и она готова к работе. Такие программы еще называют переносимыми (portable), ее можно держать на флешке. После извлечения из файла-архива папка с файлами программы занимает чуть больше 8 Мб.
Официальный сайт программы:
https://ephtracy.github.ioАккаунт автора на «GitHub»:
https://github.com/ephtracyРепозиторий программы «MagicaVoxel»:
https://github.com/ephtracy/voxel-model По умолчанию интерфейс программы отображается на английском языке. Но имеется возможность перевести интерфейс на другой язык. В репозитории программы есть
папка с переводами на ряд языков, в том числе там есть и перевод на русский язык (но я этой возможностью не пользовался, ничего не могу сказать о качестве перевода).
Название программы содержит слово «voxel» (по-русски «
воксель») - трехмерный аналог двумерного
пикселя. При работе над проектом в программе «MagicaVoxel» воксель представляет собой маленький кубик. Из таких кубиков строится трехмерная модель. Компьютерные игры с воксельной графикой известны и популярны (один из самых популярных примеров - «
Minecraft», еще один популярный пример - «
Crossy Road» для смартфонов и других мобильных персональных компьютеров).
Вот как выглядит интерфейс программы:
Что изображено на иконке программы - издалека разобрать невозможно. Как я понял, там изображен большой черный кот, а перед ним - девочка с фиолетовыми волосами:
Как работать в программе
Сразу после открытия программы можно начинать работать над новым проектом. Его название можно прописать сверху в центре. Проект можно сохранить в файл с расширением «.vox». Кнопочки для сохранения проекта или открытия сохраненного проекта расположены в правом верхнем углу экрана.
Рассмотрев интерфейс внимательнее, можно заметить, что инструменты сгруппированы на вертикальных плашках - две слева от рабочей области, две - справа от рабочей области. Названия плашек, слева направо: «Palette» (палитра цветов), «Brush» (настройка главного инструмента рисования, «кисти»), «Edit» и «Project». Это инструменты, доступные в режиме работы «Model» («моделирование», это основной режим). (Всего режима работы два, второй - «Render». Переключение режимов работы выполняется в левом верхнем углу экрана.)
В основном используем инструменты на плашке «Brush». В начале работы мы обычно очищаем пространство проекта с помощью инструмента «Clear» на плашке «Edit» (это пока что единственная команда, которую я использовал с плашек «Edit» и «Project», расположенных справа).
Начинать создавать 3D-модели можно с помощью инструмента «Voxel» или «Voxel Mode» на плашке «Brush». Щелкнув левой кнопкой мыши в понравившемся месте рабочего куба, можно создать один кубик-воксель указанного на палитре слева цвета. Либо можно, зажав левую кнопку мыши, водить указателем мыши в нужных местах рабочего куба, создавая цепочки вокселей.
Тут важно отметить, что у каждого инструмента на плашке «Brush» есть три режима (их хорошо видно на плашке, они расположены в столбик): Attach (режим рисования), Erase (режим стирания) и Paint (режим закрашивания). Например, для рисования любым инструментом должен быть включен режим «Attach». Также отмечу, что для переключения между инструментами и режимами инструментов удобнее (быстрее) пользоваться горячими клавишами, а не тыкать мышкой в панель инструментов.
Одиночными вокселями можно создать что угодно, но такая работа займет много времени. Поэтому, естественно, в программе есть десятки инструментов для ускорения рабочего процесса. Например, инструмент «вытягивания» плоскости вокселей в нужном направлении. Так можно сразу покрыть стену или пол рабочего куба слоем вокселей нужного цвета, создавая, к примеру, впечатление поверхности, покрытой травой (зеленый цвет вокселей) и тому подобное. Еще есть инструмент «коробка» для создания из вокселей прямоугольной плоскости нужного размера. И так далее, там много интересных инструментов. Мы изучали по одному-два за занятие.
Несколько примеров работ:
Режим работы «Render»
После того, как вы закончите построение 3D-модели в режиме «Model», можно получить более красивую версию вашей модели, чем та, которую вы видите в этом режиме. Для этого переключитесь в режим «Render». Программа автоматически запустит создание рисунка вашей 3D-модели с тенями, так как в режиме «Render» существует источник освещения. При любом изменении положения модели в этом режиме запускается пересчет картинки заново. Так что сначала нужно подобрать самое лучшее на ваш взгляд положение 3D-модели и только затем можно дождаться окончания пересчета и рисования на экране вашей модели с улучшенным внешним видом.
В режиме «Render» можно регулировать мощность освещения, создавая дневное, вечернее или ночное освещение. Можно настроить, чтобы воксели отдельных цветов выглядели как определенный материал - дерево, металл, стекло. Наиболее часто на занятиях мы пользовались возможностью создавать из вокселей определенного цвета стекло - так мы сумели изобразить окна в домах, воду в реке или море, причем на поверхности воды отрисовывается даже отражение объектов на суше.
Также в этом режиме мы часто включали для вокселей определенного цвета способность свечения. Таким образом можно создать светящиеся ночью или вечером окна домика вдали или свечение фонарей на вечерней улице.
Хорошо подобранный и настроенный рендер можно сохранить в файле с картинкой формата «.jpg».
Пример рендера:
* * *
Программа мне пока очень нравится. Всем интересующимся 3D-моделированием и созданием компьютерных игр рекомендую. Хорошо подходит для начального обучения первоклассников 3D-моделированию. Дети с удовольствием создают свои модели (нередко кривые и косые), процесс создания моделей в этой программе очень увлекательный и нескучный.